Тема 2.
Актуальные проблемы права собственности
§ 1. Понятие,
признаки и сущность права собственности
§ 2. Содержание
права собственности
§ 3. Формы
собственности по действующему российскому законодательству
§ 4. Право частной собственности
§ 5. Право
собственности граждан
§ 6. Право
собственности юридических лиц
§ 7. Право государственной собственности
§ 8. Право
муниципальной собственности
§ 1. Понятие,
признаки и сущность права собственности
Собственность как экономическая
категория представляет собой отношения между людьми и иными участниками
общественных отношений по поводу вещей, которые состоят в принадлежности
материальных ценностей одним лицам и соответственно в отчужденности этих же
благ от всех других лиц. Рассматривается собственность и как совокупность
возможных действий по отношению к вещи, обусловленных ее потребительскими
свойствами, способностью удовлетворять потребности отдельно взятой личности, их
объединений и общества в целом.
Правовое регулирование отношений
собственности складывается из определенных направлений. Во-первых, устанавливается
сама возможность (или невозможность) принадлежности материальных благ отдельным
участникам имущественного оборота; во-вторых, устанавливаются вид и мера
возможного поведения владельца определенного имущества, основанные на законе и
охраняемые им; в-третьих, на законодательном уровне предусматриваются правовые
способы защиты права собственности от посягательств других лиц.
Право собственности в объективном
смысле представляет собой комплексный правовой институт, объединяющий
нормы, которые регулируют определенную часть имущественных отношений.
Складывается данный правовой институт из конкретных правовых норм,
регламентирующих отношения собственности.
Право собственности в субъективном
смысле представляет собой субъективное гражданское право, которое предоставляет
своему обладателю правомочия владения, пользования и распоряжения своим
имуществом (ст. 209 ГК РФ). Это исключительная для субъекта возможность
владеть, пользоваться и распоряжаться определенными материальными благами.
В Концепции развития гражданского
законодательства Российской Федерации предлагается определить право
собственности как вещное право, которое дает лицу наиболее полное господство
над вещью, в том числе путем владения, пользования и распоряжения ею, а также
совершения в отношении ее любых действий, не запрещенных законом и не
нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 3.2).
В проекте Федерального закона о внесении
изменений в ГК РФ, к сожалению, не предлагается норма, закрепляющая понятие
"право собственности", и лишь при определении содержания права
собственности (ст. 233) оговаривается, что собственник обладает наиболее полным
господством над вещью и вправе по своему усмотрению совершать в отношении
принадлежащей ему вещи любые действия, если это не противоречит закону и не
нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а также устранять любое
незаконное воздействие на эту вещь со стороны третьих лиц.
Поскольку любое вещное право есть
отношение субъекта к вещи, юридически закрепляющее его господство над вещью (в
то время как обязательственное право есть отношение между субъектами,
выступающими в качестве носителей прав и обязанностей), в качестве первого из
признаков всякого вещного права следует назвать юридическую связь субъекта с
вещью, господство над ней. Наиболее полно этот признак проявляется именно в
отношении такого вещного права, как право собственности.
Второй признак вещного права связан с
определением его объекта. Объектом права собственности всегда является некая
вещь (имущество). Причем качественные характеристики вещи какого-либо
существенного значения не имеют. В Концепции развития гражданского
законодательства Российской Федерации справедливо указывается на то, что это
должны быть индивидуально-определенные вещи, а также вещи, определенные
родовыми признаками, в случае их индивидуализации.
Что касается соотношения таких понятий,
как "вещь" и "имущество", то во многом эти понятия
пересекаются, совпадают, поскольку в качестве имущества выступают прежде всего
предметы материального мира, обладающие некоторой овеществленной формой, т.е.
вещи. Однако термин "имущество" несколько шире по объему, поскольку,
в частности, наряду с понятием "вещь" охватывает и понятие
"имущественные права".
Относительно того, какие именно объекты
могут находиться у субъекта на праве собственности, единства мнений среди
цивилистов нет. Мы разделяем позицию тех авторов, которые полагают, что право
собственности имеет объектом не только вещи, но и права (в том числе
обязательственные). Хотя в отечественной литературе приводятся и иные взгляды
на данную проблему. К примеру, В.А. Дозорцев полагает, что "попытки
провозгласить объектом права собственности "имущество" вообще, как о
нем говорит статья 128 Гражданского кодекса, ошибочны".
Непосредственное отношение собственника
к определенной вещи как к своей дает ему возможность использовать эту вещь в
своих интересах без участия иных лиц, поскольку, как и иные вещные права, право
собственности осуществляется преимущественно действиями самого собственника
имущества.
Поскольку право собственности, будучи
вещным правом, является правом абсолютным, то предполагается обязанность всех
иных лиц не препятствовать осуществлению собственником принадлежащих ему
правомочий. То есть праву одного лица - праву собственника - соответствует
пассивная обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от нарушения
принадлежащего ему права собственности на определенную вещь (имущество).
Обязанность таких пассивных субъектов носит отрицательный характер, поскольку
они обязаны, во-первых, воздерживаться от пользования чужой вещью; во-вторых,
воздерживаться от совершения действий, нарушающих чужое вещное право.
С названным признаком непосредственно
связан следующий - абсолютный характер защиты права собственности. Однако
следует заметить, что в соответствии с действующим гражданским
законодательством абсолютный характер защиты (равно как и такой признак, как
право следования) может характеризовать не только вещное право, но в какой-то
мере и право обязательственное.
Поскольку право собственности носит
абсолютный характер, это делает необходимой его гражданско-правовую защиту с
помощью вещно-правовых исков, которые могут быть направлены против любых лиц,
нарушающих право собственности. Собственник имущества имеет возможность
защитить принадлежащее ему право путем предъявления виндикационного или
негаторного иска, иска о признании права собственности и др.
В отношении права собственности
справедливо говорить о присутствии такого признака, как бессрочный характер, в
то время как для иных ограниченных вещных прав этот признак по общему правилу
не характерен.
Если соотнести право собственности и
признаки (свойства) всякого вещного права, которые названы в Концепции развития
гражданского законодательства Российской Федерации, получается следующее:
- право собственности возникает и
прекращается по основаниям, установленным ГК РФ и изданными в соответствии с
ним законами;
- право собственности является вещным
правом в силу прямого указания закона, а именно ГК РФ;
- содержание права собственности
определяется ГК РФ; порядок осуществления данного вещного права определяется ГК
РФ и изданными в соответствии с ним законами;
- право собственности обеспечивает
своему обладателю господство над соответствующей вещью (имуществом);
- право собственности как вещное право
имеет преимущество перед иными имущественными правами на соответствующую вещь
(имущество);
- право собственности в отличие от иных
субъективных гражданских прав в случае нарушения подлежит вещно-правовой
защите. При этом собственник вещи вправе использовать вещно-правовые способы
защиты наряду с обладателем ограниченного вещного права на ту же вещь;
- соотношение правомочий собственника и
правомочий обладателя ограниченного вещного права определяется правилами ГК РФ
о соответствующем вещном праве;
- право собственности на недвижимое
имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой
регистрации. Однако полагаем, что государственная регистрация - это скорее
следствие признания субъективного гражданского права, в данном случае - права
собственности, вещным, поскольку регистрация такового осуществляется именно
потому, что регистрируемое право является вещным.
§ 2. Содержание
права собственности
Право собственности является наиболее
широким по своему содержанию вещным правом.
Раскрывается содержание права
собственности через традиционную для российского права "триаду"
правомочий - владение, пользование, распоряжение (ст. 209 ГК РФ), однако при
этом раскрытие содержания права собственности не завершается лишь определением
принадлежащих собственнику правомочий по реализации им своего права на
имущество. Поскольку одноименные правомочия могут принадлежать и несобственнику
имущества (например, унитарному предприятию как субъекту права хозяйственного
ведения), необходимо оговорить специфические признаки, характерные для этих
правомочий именно как правомочий собственника имущества.
Первое - специфичным является то, что
собственник осуществляет принадлежащие ему правомочия по своему усмотрению,
которое представляет собой "правомерную, властную, интеллектуально-волевую
деятельность по выбору наиболее оптимального варианта реализации
предоставленных правомочий в отношении имущественных благ, обеспечивающих
наиболее эффективное использование объекта собственности, с учетом прав и
законных интересов третьих лиц". "Юридическая специфика права
собственности заключается не столько в перечне правомочий собственника, который
может быть различным, сколько в самом их характере. Правомочия собственника
дают ему возможность устранять, исключать всех других лиц от хозяйственного
использования принадлежащего ему имущества, если на то нет его воли". Все
это позволяет собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться своим
имуществом по своему усмотрению.
Собственник вправе по своему усмотрению
совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не
противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и интересы
других лиц, в том числе отчуждать имущество в собственность другим лицам,
передавать им, оставаясь собственником, правомочия владения, пользования,
распоряжения, отдавать имущество в залог, обременять его иным способом,
распоряжаться им иначе. При этом в случаях, когда собственник сам владеет и
пользуется имуществом, ему для осуществления своего права обычно достаточно того,
чтобы все третьи лица воздерживались от какого-либо посягательства на это
имущество. При осуществлении правомочия распоряжения ему, как правило,
необходимо вступать в различные отношения с иными участниками гражданского
оборота, заключать соответствующие договоры и т.д.
Второе - мера возможного поведения
собственника в отношении принадлежащего ему имущества является абсолютной
и от воли других лиц не зависит. Это главный отличительный признак абсолютного
права собственности. Собственник вправе использовать принадлежащее ему
имущество для любой не запрещенной законом деятельности.
Тем не менее действия собственника
относительно принадлежащего ему имущества не безграничны, поскольку
законодатель установил для собственника два ограничения, которых он (собственник)
всегда обязан придерживаться: во-первых, его действия в отношении собственного
имущества не должны противоречить закону и другим нормативным актам; во-вторых,
он не должен своими действиями нарушать права и правомерные интересы других
лиц. Помимо того что собственник имущества должен соблюдать названные выше
пределы осуществления своих прав, в некоторых случаях он обязан также разрешать
ограниченное пользование своим имуществом другим лицам - например, при
сервитуте (ст. ст. 274, 277 ГК РФ).
Возможны случаи, когда собственник
имущества лишается в отношении своего имущества сразу всех трех правомочий
(например, в случае ареста имущества). Однако такая ситуация является
временной, поскольку в дальнейшем собственник либо будет восстановлен в своих
правах (ст. 304 ГК РФ), либо произойдет прекращение его права собственности по
какому-либо из предусмотренных законом оснований.
Определенные дополнительные ограничения
правомочий предусматривает закон для собственников земли (земельных участков) и
других природных ресурсов. Законом оговаривается, что владение, пользование и
распоряжение такими объектами в той мере, в какой их оборот допускается законом
(ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это, во-первых,
не наносит ущерба окружающей среде и, во-вторых, не нарушает прав и законных
интересов других лиц. Запрет наносить ущерб окружающей среде установлен для
собственника земли и непосредственно Конституцией РФ (ст. 36).
"Благо" обладания имуществом и
получения доходов от его использования тесно связано с "бременем"
несения связанных с этим расходов, издержек и риска. По общему правилу именно
собственник имущества несет бремя финансовых расходов по поддержанию
принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по текущему и капитальному
ремонту, охране, страхованию, коммунальным платежам и т.п. Обязанностью
собственника является также и уплата налогов в соответствии с налоговым
законодательством Российской Федерации.
Законодатель в ст. 210 ГК РФ специально
подчеркивает необходимость для собственника нести бремя содержания своего
имущества, если только законом или договором это бремя или его часть не
возложены на иное лицо (например, охрана сданного внаем имущества - на нанимателя,
управление имуществом банкрота - на конкурсного управляющего и т.д.). Часть
указанного бремени собственника имущества составляет, по сути, риск случайной
гибели или порчи имущества, т.е. его утраты или повреждения при отсутствии
чьей-либо вины в этом.
Собственник несет и риск случайной
гибели или случайного повреждения своего имущества, если иное не предусмотрено
законом или договором. По общему правилу собственник имущества несет риск
случайной гибели или случайного повреждения имущества, т.е. риск его утраты,
недостачи или повреждения (порчи) при отсутствии в этом чьей-либо вины.
Указанные гибель или повреждение имущества могут наступить в результате
действия непреодолимой силы или в силу казуса (случая), поскольку в этих
случаях нет лиц, на которых может быть возложена ответственность за
несохранность имущества собственника. По сути, такой риск является составляющей
частью бремени содержания имущества.
Из вышеизложенного можно заключить, что
российскому правопорядку свойственна характеристика права собственности как
традиционной "триады" правомочий собственника, которая впервые была
законодательно закреплена в Своде законов Российской империи 1832 г. (т. X, ч.
1), откуда затем последовательно переходила в ГК РСФСР 1922 г., в Основы
гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., в ГК РСФСР
1964 г., в Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
и, наконец, в действующий ГК РФ.
§ 3. Формы
собственности по действующему российскому законодательству
В Российской Федерации признаются
частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8
Конституции РФ; п. 1 ст. 212 ГК РФ). Имущество при этом может находиться в
собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Однако в отдельных случаях
закон определяет виды имущества, которые могут находиться только в
государственной или муниципальной собственности.
Частная собственность как одна из
основных форм собственности в отечественном законодательстве была восстановлена
с принятием в 1990 г. Закона РСФСР "О собственности в РСФСР".
В действующем гражданском
законодательстве право частной собственности представлено правом собственности
граждан и правом собственности юридических лиц.
Понятие государственной собственности
в настоящее время охватывает имущество, принадлежащее на праве собственности
Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности ее
субъектам: республикам, краям, областям, городам федерального значения,
автономной области, автономным округам (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Таким образом,
государственная собственность сегодня существует в виде федеральной
собственности и в виде собственности субъектов Федерации, а субъектами права
государственной собственности выступают соответственно государство (в лице
Российской Федерации) и государственные образования (в лице субъектов
Федерации).
Порядок отнесения государственного
имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации в
соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ должен устанавливаться специальным законом.
До принятия соответствующего закона сохраняет силу Постановление Верховного
Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В составе государственной собственности
можно выделить, с одной стороны, нераспределенное имущество, которое не
закреплено за соответствующими предприятиями и учреждениями как
самостоятельными юридическими лицами, а также имущество государственной казны,
а с другой стороны, - имущество, находящееся в хозяйственном ведении или
оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (так называемое
распределенное имущество).
Кроме того, в составе государственной
собственности выделяют объекты исключительной федеральной собственности,
которые, как правило, изъяты из гражданского оборота. На сегодняшний день
таковыми являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и
морской экономической зоны Российской Федерации, некоторые особо охраняемые
природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и
т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые
художественные ценности, большинство видов вооружения и объектов оборонного
значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений.
В федеральной собственности находится
также имущество государственной казны Российской Федерации, состоящее из
средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса
государства, алмазного фонда, валютного фонда, средств Центрального банка РФ и
имущества, находящегося в государственном резерве.
Если государственное имущество не
передано в хозяйственное ведение или в оперативное управление отдельным
предприятиям и учреждениям, то правомочия владения, пользования и распоряжения
собственник имущества реализует самостоятельно. Государство и государственные
образования осуществляют регулирование предпринимательской и иной деятельности
на определенной территории, но в то же время, будучи собственниками имущества,
могут и непосредственно вести предпринимательскую и иную деятельность,
распоряжаться в этих целях своим имуществом.
Однако чаще всего государство,
государственное образование как собственник определенного имущества не само
непосредственно участвует в гражданском обороте, а делает это через посредство
различных государственных органов. Так, федеральные органы власти и управления
и аналогичные органы субъектов Российской Федерации выступают в имущественном
обороте от имени соответствующего государственного образования и осуществляют
те или иные правомочия собственника строго в соответствии со своей компетенцией
(ст. 125 ГК РФ). Соответствующие государственные органы (должностные лица)
совершают все необходимые действия по осуществлению права собственности не от
своего имени, а от имени собственника имущества - государства или
государственного образования.
Как субъект права собственности
государство может создавать на базе своего имущества предприятия и учреждения.
Тогда к владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом
подключается вполне самостоятельное звено в виде юридического лица,
выступающего не от имени собственника, а от своего имени, и наделяется на
закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом
оперативного управления.
Но нельзя не сказать, что при
осуществлении права государственной собственности очень часто имеет место
сочетание действий, совершаемых одним субъектом от имени собственника имущества
и от своего имени. Так, унитарное предприятие может распоряжаться закрепленной
за ним на праве хозяйственного ведения недвижимостью только с согласия
собственника.
В муниципальной собственности
находится имущество, принадлежащее на праве собственности различным
муниципальным образованиям: городам, сельским поселениям и пр. Впервые такая
собственность была отделена от государственной в российском законе о
собственности, в качестве самостоятельной формы собственности она закрепляется
и в последующих нормативных актах.
В состав муниципальной собственности
входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество
органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные
ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,
муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения
образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое
имущество.
Управление объектами муниципальной
собственности осуществляют органы местного самоуправления, они же, как правило,
осуществляют и права собственника в отношении муниципального имущества, за
исключением тех случаев, которые предусматриваются законами субъектов Российской
Федерации и уставами муниципальных образований, когда права собственника
осуществляет непосредственно население муниципального образования.
Действующее российское законодательство
не использует понятие "всенародное достояние" ("неотъемлемое
достояние народа") или аналогичные ему применительно к федеральной или
иной государственной собственности. Прежде это понятие использовалось главным
образом в отношении земли и других природных ресурсов, а также некоторых
памятников истории и культуры. В отношении этих объектов подразумевался особый
правовой режим, который исключал вовсе чье-либо право собственности, включая
государство, на данные объекты. Иногда считалось, что собственником таких
объектов выступает непосредственно народ в целом, а не государство как таковое.
При этом объекты "всенародного достояния" полностью исключались из
имущественного оборота.
§ 4. Право
частной собственности
Как отмечалось ранее, право частной
собственности получило законодательное закрепление с принятием в 1990 г. Закона
РСФСР "О собственности в РСФСР", а затем уже соответствующие нормы о
частной собственности были включены в Конституцию РФ, ГК РФ и другие
нормативные правовые акты.
Субъектами права частной собственности
согласно действующему российскому законодательству являются физические и
юридические лица, в соответствии с чем и различают право частной собственности
граждан и право частной собственности юридических лиц.
К объектам права частной собственности
закон относит любые виды имущества, за исключением объектов государственной,
муниципальной собственности и отдельных видов имущества, которое согласно
закону не может находиться в частной собственности. При этом количество и
стоимость имущества, находящегося в частной собственности, не ограничиваются, за
исключением лишь случаев, когда такие ограничения устанавливаются законом в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав,
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Объекты права собственности граждан
могут подпадать как под общий, так и под специальный правовой режим. Если в
законах и подзаконных нормативных актах, изданных соответствующими органами в
пределах их компетенции, для объектов, находящихся в собственности граждан, не
установлен специальный правовой режим, то они подпадают под действие общего
режима. Это значит, что в отношении указанных объектов нет каких-либо
специальных правил, которые граждане должны соблюдать, и что при осуществлении
своих прав на них они не должны лишь выходить за те общие пределы, которые
очерчены в п. 1 ст. 10
ГК РФ.
В частной собственности могут находиться
земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, предметы домашнего
хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, средства
массовой информации, предприятия (как единый имущественный комплекс) и многие
другие виды имущества. Указанные объекты могут подпадать как под общий, так и
под специальный правовой режим. В частности, специальный правовой режим
устанавливается для таких объектов собственности, как земельные участки, жилые
дома, квартиры и другие виды недвижимости, поскольку вещные права на такое
имущество, равно как и гражданско-правовые сделки с ними, подлежат
государственной регистрации, причем отдельные виды имущества подлежат еще и
специальной регистрации (например, морские суда).
Кроме того, и на отдельные виды
движимого имущества законом может распространяться специальный правовой режим.
Таковыми являются, в частности, транспортные средства, поскольку требуют
специальной регистрации; оружие, для приобретения которого необходимо
специальное разрешение (лицензия) (ст. 13 Федерального закона "Об
оружии"); сильнодействующие яды, применяемые в лечебных, научных и
производственных целях; ряд других объектов, оборотоспособность которых
ограничена. Специальный режим перечисленных объектов выражается в особых
правилах их хранения и учета, особых мерах предосторожности при обращении с
ними, запрещении передавать их кому бы то ни было без надлежащего на то
разрешения и т.п.
§ 5. Право
собственности граждан
Законодатель закрепляет право
собственности граждан в качестве самостоятельного вида частной формы
собственности (п. 2 ст. 8, ст. 35 Конституции РФ, п. 2 ст. 212, ст. 213 ГК РФ).
Право собственности гражданина можно
определить как обеспеченные законом вид и меру возможного поведения лица в
отношении принадлежащей ему вещи (имущества), что позволяет гражданину
осуществлять наиболее полное господство над этой вещью (имуществом). Такое
господство заключается в правомочиях собственника владеть, пользоваться и
распоряжаться своим имуществом своей властью и в своем интересе, совершая в
отношении его любые не противоречащие закону действия.
В основании возникновения права
собственности граждан лежат две формы присвоения - индивидуальная и
коллективная. При этом индивидуальная форма присвоения реализуется либо путем
собственной деятельности, не направленной на извлечение прибыли (например,
работа в личном подсобном хозяйстве), либо путем осуществления
предпринимательской деятельности, основанной на собственном труде, которая
возможна как с образованием, так и без образования юридического лица.
Коллективная форма присвоения также осуществляется двумя способами - либо
собственным трудом в качестве наемного работника, либо путем осуществления
предпринимательской деятельности, основанной на привлечении наемного труда.
В зависимости от стадии, на которой
гражданин вступает в отношения по присвоению, и других особенностей различают
первоначальные и производные способы возникновения права собственности.
К первоначальным способам возникновения
права собственности граждан относятся: производство (создание) новой вещи из
принадлежащих гражданину материалов (п. 1 ст. 218 ГК РФ); сбор общедоступных
вещей (ст. 221 ГК РФ); обращение в собственность гражданина утерянной вещи,
хозяин которой не обнаружен; истечение срока приобретательной давности (ст. 234
ГК РФ); и др. В этих случаях право на вещь возникает впервые, поскольку ранее
оно либо вообще не существовало, либо появилось независимо от воли
предшествующего собственника, как, например, в случае истечения срока
приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).
При производных способах возникновения
права собственности индивидуальное присвоение может осуществляться и со стадии
обмена и распределения имущества, путем заключения договоров, принятия
наследства, реорганизации юридических лиц и др. (п. п. 2 - 4 ст. 218 ГК РФ). До
присвоения приобретателем такое имущество уже существовало в товарном виде и
имело собственника. Оно переходит к новому собственнику на началах
правопреемства. При этом закон предусматривает некоторые особые основания
возникновения права собственности граждан (например, приватизация).
В отношении объектов права собственности
граждан законодатель закрепил следующие принципы. Во-первых, в собственности
граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов
имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать.
Во-вторых, количество и стоимость имущества, которое может находиться в
собственности граждан, не ограничивается, за исключением случаев, когда такие
ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55
Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 213 ГК РФ).
Виды объектов, которые могут находиться
в собственности граждан, определяются прежде всего оборотоспособностью этих
объектов (ст. 129 ГК РФ). Гражданам на праве собственности могут принадлежать
все те объекты, которые могут свободно отчуждаться гражданами и переходить от
одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования). В
частности, граждане могут быть собственниками недвижимого имущества, включая
предприятия как имущественные комплексы, жилые дома и квартиры. Конституция РФ
провозгласила возможность иметь в частной собственности землю (земельные
участки), а также другие природные ресурсы (п. 2 ст. 9, ст. 36), однако
действующее законодательство пока не предусматривает возможности иметь в
частной собственности участки недр или лесов. Граждане могут быть
собственниками имущества созданных ими юридических лиц, в частности учреждений.
Они могут иметь в собственности и различные виды движимого имущества, включая
оборудование, транспортные средства, а также деньги и ценные бумаги.
В состав имущества граждан,
принадлежащего им на праве собственности, могут входить и отдельные
обязательственные права (например, такие права требования, как вклад в банке,
право пользования чужим имуществом и др.), корпоративные права (право участия в
акционерных и других хозяйственных обществах, в кооперативах), а также
некоторые правомочия из состава исключительных прав.
Объектом права собственности граждан не
может быть имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект
исключительной собственности государства. Конкретные виды объектов, которые не
могут принадлежать гражданам на праве собственности, должны быть прямо указаны
в законе (п. 2 ст. 129 ГК РФ) и не могут устанавливаться подзаконными актами. К
ним относятся: природные ресурсы континентального шельфа и морской
экономической зоны, памятники истории и культуры, радиоактивные материалы,
военная техника и некоторые другие объекты. Это же касается и объектов, которые
могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению,
т.е. объектов, ограниченных в обороте (абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК РФ) (к примеру,
охотничье оружие, летательные аппараты и др.).
Особые правила приобретения прав на
земельные участки и другие природные объекты устанавливаются соответственно
законами о земле и других природных объектах.
Имеет особенности и право собственности
гражданина на жилое помещение, в том числе на квартиру в многоквартирном доме.
Собственникам квартир в таком доме на праве общей долевой собственности
принадлежат общие помещения дома, механическое, электрическое,
санитарно-техническое и иное оборудование за пределами и внутри квартиры,
обслуживающее более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ).
Как уже говорилось, специальный правовой
режим распространяется на транспортные средства, оружие и некоторые иные
объекты.
Право собственности граждан возможно и в
отношении ценных бумаг, представляющих собой особую группу вещей. Однако
специфика ценных бумаг определяет их подчинение установленному для них специальному
правовому режиму.
Содержание права собственности граждан
составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. Пределами
осуществления права собственности являются те границы, которые нормативно
установил законодатель на объем свободных действий по владению, пользованию и
распоряжению имуществом собственника. Предусматриваются некоторые нормативные
ограничения действий собственника, которые вводятся в интересах соблюдения
прав, охраны здоровья и законных интересов других лиц, охраны окружающей среды,
защиты нравственности, конституционного строя, обеспечения обороны страны и
безопасности государства (п. 2 ст. 1, п. п. 2,
3 ст. 209 ГК РФ).
§ 6. Право
собственности юридических лиц
Собственность юридических лиц согласно
действующему российскому законодательству относится к праву частной
собственности. Понятие собственности юридических лиц необходимо прежде всего
для обслуживания гражданского оборота, так как юридические лица являются, пожалуй,
наиболее частыми участниками различных правоотношений в обществе.
Круг юридических лиц, участвующих в
гражданском обороте в качестве собственников принадлежащего им имущества, очень
широк. В него входят как коммерческие, так и некоммерческие организации. При
этом юридические лица являются едиными и единственными собственниками своего
имущества, в том числе и полученного в качестве вкладов (взносов) участников (п.
п. 3, 4 ст. 213 ГК РФ), а у учредителей или участников такого юридического лица
не возникает никакой коллективной, долевой или иной собственности на это
имущество.
В собственности юридических лиц может
находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые
согласно закону не могут им принадлежать (п. 1 ст. 213 ГК РФ). Кроме того, в
собственности юридического лица не могут быть те объекты, которые отнесены к
исключительной собственности Российской Федерации, к собственности ее субъектов
и к муниципальной собственности. Если же имущество может находиться в
собственности юридического лица, то количество и стоимость его, как правило, не
ограничиваются, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ. Юридическое
лицо может иметь в собственности как движимое, так и недвижимое имущество.
Право собственности юридического лица представляет
собой обеспеченные законом вид и меру возможного поведения юридического лица в
отношении принадлежащего ему имущества, что позволяет юридическому лицу
осуществлять наиболее полное господство над имуществом. Последнее, в свою
очередь, заключается в правомочиях собственника своей властью и в своем
интересе, через свои органы владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим
ему имуществом, совершая в отношении его любые не противоречащие закону
действия.
Юридическое лицо, являясь собственником
своего имущества, по своему усмотрению осуществляет в отношении этого имущества
правомочия владения, пользования и распоряжения.
Владение как правомочие юридического
лица - собственника своего имущества обладает рядом специфических особенностей,
поскольку возможность юридического лица иметь определенное имущество у себя на
праве собственности может быть ограничена рядом причин. Во-первых, такие
ограничения могут существовать по субъектному составу, так как определенные
виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной
собственности. Во-вторых, для владения некоторыми видами имущества юридическому
лицу необходимо специальное разрешение или лицензия. В-третьих, правомочие
владения в отдельных случаях зависит от того, является юридическое лицо
коммерческой или некоммерческой организацией.
Пользование имуществом юридического лица
заключается в возможности его хозяйственного или иного использования, которое
фактически осуществляется не самим юридическим лицом непосредственно, а его
участниками или наемными работниками. Но, несмотря на то что юридическое лицо
пользуется своим имуществом опосредованно, именно оно является юридическим
пользователем имущества (т.е. обладателем правомочия пользования).
Правомочие распоряжения позволяет
юридическому лицу - собственнику своего имущества определять его юридическую
судьбу, в том числе включая это имущество в экономический оборот путем
совершения различного рода сделок (продажа, сдача в аренду, передача в
доверительное управление и др.). Распорядительные действия от имени
юридического лица и в его интересах осуществляют главным образом коллегиальные
и исполнительные органы организации, а в некоторых предусмотренных законом
случаях - учредители и участники юридического лица.
Право собственности любого юридического
лица всегда предполагает обязанность всех и каждого воздерживаться от нарушения
принадлежащих собственнику прав; в случае нарушения права собственности закон
обеспечивает его защиту.
Под гражданско-правовой защитой права
собственности понимается совокупность предусмотренных гражданским законодательством
специальных средств, которые могут быть применены в связи с совершенными против
прав собственника нарушениями и которые направлены на восстановление и защиту
имущественных интересов собственника имущества. При этом гражданско-правовые
способы защиты права собственности должны использоваться наряду с иными
способами (уголовно-правовыми, административно-правовыми и др.).
Право собственности хозяйственных
товариществ и обществ. Прежде всего юридическими лицами - собственниками
своего имущества - являются все хозяйственные товарищества и общества: полное
товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью,
общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и
открытого типа, а также дочерние и зависимые общества (ст. ст. 66 - 106 ГК РФ).
По ранее действовавшему российскому
законодательству только акционерные общества открытого типа признавались
собственниками своего имущества, а полному товариществу, товариществу на вере,
обществу с ограниченной ответственностью и акционерному обществу закрытого типа
имущество принадлежало на праве общей долевой собственности участников
соответствующего товарищества или общества (ст. ст. 9 - 12 Закона РСФСР "О
предприятиях и предпринимательской деятельности"). К тому же полное
товарищество не признавалось юридическим лицом, а общество с дополнительной
ответственностью не предусматривалось вовсе среди организационно-правовых форм
юридических лиц.
ГК РФ все вышеназванные
организационно-правовые формы юридических лиц отнес к числу организаций -
собственников своего имущества. При этом в собственность юридического лица
поступает имущество, складывающееся за счет вкладов его участников
(учредителей) при создании хозяйствующего субъекта, а также имущество, которое
производится и приобретается хозяйственным обществом или товариществом в
процессе его деятельности.
Имущественную основу деятельности
хозяйственных товариществ и обществ составляет их складочный или уставный
капитал.
Складочный капитал полного товарищества
и товарищества на вере делится на доли (вклады) его участников (учредителей) (п.
2 ст. 70, п. 2 ст. 83 ГК РФ); уставный капитал общества с ограниченной
ответственностью и общества с дополнительной ответственностью составляется из
стоимости вкладов его участников (номинальной стоимости долей его участников) (п.
1 ст. 90, п. 1 ст. 95 ГК РФ; п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обществах
с ограниченной ответственностью"); уставный капитал акционерного общества
складывается из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами
(п. 1 ст. 99 ГК РФ; п. 1 ст. 25 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Порядок, размер, способы и сроки внесения вкладов в уставный капитал
участниками (учредителями) хозяйственных обществ и товариществ
предусматриваются учредительными документами последних: для хозяйственных
товариществ это учредительный договор (п. 1 ст. 70, п. 1 ст. 83 ГК РФ); для
хозяйственных обществ - устав (п. 1 ст. 89, п. 3 ст. 95, п. 3 ст. 98 ГК РФ; п.
1 ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах"; п. 1 ст. 12
Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Складочный капитал хозяйственного
товарищества не является единственной гарантией удовлетворения требований
возможных кредиторов товарищества, так как участники товарищества несут
неограниченную солидарную ответственность по долгам товарищества при
недостаточности у него собственного имущества.
Уставный же капитал хозяйственных
обществ является единственной гарантией удовлетворения требований возможных
кредиторов общества (исключение составляет общество с дополнительной
ответственностью, участники которого солидарно несут субсидиарную
ответственность перед кредиторами общества частью своего личного имущества), а
потому закон предъявляет к нему специальные требования.
Во-первых, законом предусматривается
минимальный размер уставного капитала общества (для общества с ограниченной
ответственностью - не менее чем 10 тыс. руб., для акционерного общества
закрытого типа - не менее 100-кратного минимального размера оплаты труда в
месяц, для акционерного общества открытого типа - не менее 1000-кратного
минимального размера оплаты труда в месяц (п. 1 ст. 14 Федерального закона
"Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст. 26 Федерального
закона "Об акционерных обществах"). К моменту регистрации общества
уставный капитал должен быть оплачен не менее чем наполовину, а оставшаяся
часть подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности
общества. Если в уставный капитал общества вносится неденежный вклад, то он
оценивается самими учредителями (участниками) общества по взаимному соглашению.
Если при этом стоимость вносимого неденежного вклада превышает установленный
законом размер (20 тыс. руб. - для общества с ограниченной ответственностью,
200 минимальных размеров оплаты труда - для акционерного общества), то такой
вклад требует независимой оценки (п. 2 ст. 15 Федерального закона "Об
обществах с ограниченной ответственностью"; п. 3 ст. 34 Федерального
закона "Об акционерных обществах").
Во-вторых, законодатель предусматривает
определенные ограничения для хозяйственного общества, намеренного уменьшить
свой первоначальный уставный капитал. Кроме того, закон устанавливает
требование определенного соответствия между уставным капиталом общества и его
чистыми активами, под которыми понимается балансовая стоимость имущества
общества, уменьшенная на сумму его обязательств. Так, если размер чистых
активов общества в конце второго и каждого последующего финансового года его
работы окажется меньше размера уставного капитала, общество обязано объявить о
таком уменьшении и зарегистрировать его (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99 ГК РФ; п. 4
ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах"; п. 3 ст. 20
Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").
До регистрации уменьшения уставного капитала общество обязано известить всех
кредиторов, которые получают при этом право требовать досрочного исполнения или
прекращения соответствующих обязательств с возложением на общество всех
убытков.
Особые правила действуют в отношении
акционерного общества, уменьшение уставного капитала которого может
производиться путем уменьшения номинальной стоимости всех акций общества либо
путем сокращения их общего количества: решение об уменьшении его уставного
капитала вправе принять только общее собрание акционеров (ст. 101 ГК РФ; ст.
ст. 29, 30, 72 Федерального закона "Об акционерных обществах").
В-третьих, увеличение уставного капитала
общества закон допускает только после полной оплаты объявленного им уставного
капитала (п. 6 ст. 90, п. 2 ст. 100 ГК РФ; п. 1 ст. 17 Федерального закона
"Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст. ст. 27, 28
Федерального закона "Об акционерных обществах"). Такое ограничение
связано с тем, что увеличение капитала должно быть реальным.
Хозяйственные товарищества и общества,
являясь собственниками своего имущества, самостоятельно реализуют принадлежащее
им право на имущество. Непосредственное владение, пользование и распоряжение
имуществом хозяйственного товарищества или общества осуществляют либо собрание сособственников
(например, общее собрание в обществе с ограниченной ответственностью), либо
органы таких юридических лиц (например, совет директоров в акционерном
обществе).
Право собственности производственных и
потребительских кооперативов. К юридическим лицам - собственникам
своего имущества законодатель относит также производственные и потребительские
кооперативы.
Несмотря на то что производственный
кооператив - коммерческая, а потребительский кооператив - некоммерческая
организация, в правовом положении их имущества много общего, и прежде всего это
то, что и те и другие являются собственниками принадлежащего им имущества.
Имущественную основу деятельности
всякого кооператива составляет его паевой фонд, который разделен на паи (доли)
его членов (участников). Такой фонд формируется за счет паевых взносов членов
кооператива в течение первого года его деятельности. К моменту регистрации
производственного кооператива каждый его участник обязан оплатить не менее 10%
своего паевого взноса, размер которого определяется уставом кооператива (ст. 10
Федерального закона "О производственных кооперативах"). В
потребительских кооперативах размер обязательной оплаченной части паевого
взноса может быть и больше. В частности, для сельскохозяйственных
потребительских кооперативов эта часть составляет 25% паевого взноса (п. 8 ст.
35 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации").
Производственный кооператив вправе иметь
у себя в собственности любое имущество, за исключением лишь тех его видов,
которые могут находиться только в государственной или муниципальной
собственности. Имущество кооператива при этом образуется за счет паевых взносов
его членов, прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества,
переданного в дар физическими и юридическими лицами, иных допускаемых законом
источников (п. 2 ст. 9 Федерального закона "О производственных
кооперативах"). Кроме того, паевым взносом могут быть имущественные права,
если только иное не предусмотрено уставом самого кооператива.
Как было сказано выше, все имущество
производственного кооператива подразделяется на паи его членов, которые
включают паевой взнос члена кооператива и соответствующую часть чистых активов
кооператива, за исключением неделимого фонда, создаваемого и используемого в
целях, определяемых уставом (п. 3 ст. 9 вышеназванного Закона; п. 1 ст. 35
Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации").
По решению общего собрания
производственного кооператива его паевой фонд может быть увеличен. Это возможно
либо путем увеличения размера паев членов кооператива за счет части доходов
последнего, либо путем внесения его членами так называемых дополнительных паев
(п. 10 ст. 35 Федерального закона "О сельскохозяйственной
кооперации").
Закон специально оговаривает случаи,
когда паевой фонд, являющийся минимальной гарантией интересов возможных
кредиторов производственного кооператива, должен быть уменьшен. Это необходимо,
если по окончании второго и каждого последующего года стоимость чистых активов
производственного кооператива окажется меньше стоимости его паевого фонда (п. 4
ст. 10 Федерального закона "О производственных кооперативах"). О
предстоящем уменьшении паевого фонда должны быть проинформированы кредиторы
кооператива, которые в этом случае имеют право требовать досрочного исполнения
или прекращения соответствующих обязательств кооператива.
Правовое положение потребительских кооперативов,
включая и вопросы правового положения их имущества, регулируется специальным Законом
РФ "О потребительской кооперации в Российской Федерации". Однако надо
оговорить, что данный Закон не распространяется на все возможные виды
потребительских кооперативов, поскольку регулирует лишь деятельность
потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения
материальных и иных потребностей их членов (ст. 1 вышеназванного Закона). Согласно
ст. 21 данного Закона собственником имущества потребительского общества
является само общество как юридическое лицо, а имущество такого общества по
долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту)
гражданами не распределяется.
Особенности правового положения других
видов потребительских кооперативов предусмотрены иными законами: ЖК РФ (гл. 11),
Федеральными законами "О жилищных накопительных кооперативах", "О
кредитной кооперации", "О сельскохозяйственной кооперации", "О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан", Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах)" и др.
Право собственности некоммерческих
организаций.
Юридическими лицами - собственниками своего имущества являются также и
некоммерческие организации, в частности общественные и религиозные организации,
благотворительные и иные фонды, некоммерческие партнерства, автономные
некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) и
др.
Некоммерческие организации, участвующие
в имущественном обороте со строго определенными целями, предусмотренными их
уставами, могут использовать принадлежащее им на праве собственности имущество
только для достижения тех целей, которые прямо предусмотрены их учредительными
документами (п. 4 ст. 213 ГК РФ).
В составе имущества некоммерческого
юридического лица может быть как движимое, так и недвижимое имущество, включая
земельные участки.
Так, в собственности общественного
объединения могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения,
жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество
культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства,
акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального
обеспечения деятельности такого объединения, указанной в его уставе (ст. 30
Федерального закона "Об общественных объединениях"), а также
учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и
приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии
с его уставными целями. Но законом могут быть оговорены виды имущества, которые
по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии
с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в
собственности общественного объединения.
Источниками формирования имущества
общественного объединения являются вступительные и членские взносы,
добровольные взносы и пожертвования, поступления от проводимых в соответствии с
уставом лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий,
доходы от предпринимательской деятельности объединения, гражданско-правовых
сделок, внешнеэкономической деятельности, другие не запрещенные законом
поступления. Но Закон специально оговаривает, что политические партии,
политические движения и общественные объединения, уставы которых
предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную
материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на
деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов (п. 2 ст. 31
вышеназванного Закона).
Собственниками имущества общественных
организаций являются непосредственно сами организации, а их участники
(учредители) не имеют на это имущество никаких прав: ни вещных, ни
обязательственных. Структурным подразделениям общественных организаций
имущество предоставляется в оперативное управление его собственником, т.е.
самой общественной организацией (ст. 32 Закона). От имени общественных движений
и общественных фондов права собственника имущества осуществляют их постоянно
действующие руководящие органы, названные в их уставах (ст. ст. 33, 34 Закона).
Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются
непосредственно они сами, поскольку за ними после их государственной
регистрации закрепляются права юридического лица (ст. 36 Закона).
Собственником своего имущества являются
и союзы (ассоциации) общественных объединений.
К числу некоммерческих относятся также
благотворительные организации. Источниками формирования имущества
благотворительной организации являются взносы его учредителей, членские взносы
(если организация основана на членстве), благотворительные пожертвования
(гранты), доходы от внереализационных операций и ценных бумаг, поступления от
деятельности по привлечению ресурсов, доходы от разрешенной законом
предпринимательской деятельности, поступления из федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов и иные не запрещенные
законом источники (ст. 15 Федерального закона "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях"). Имущество принадлежит
благотворительной организации на праве собственности. В собственности благотворительной
организации могут находиться здания, сооружения, оборудование, денежные
средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, результаты интеллектуальной
деятельности и другое имущество, если иное не предусмотрено законами (ст. 16
вышеназванного Закона).
Религиозные организации также являются
собственниками имущества, переданного им их учредителями; последние же
утрачивают свои права на это имущество. Особенности правового положения
религиозных организаций определяются Федеральным законом "О свободе
совести и о религиозных объединениях". В собственности религиозных
организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты
производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского
и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное
имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное
к памятникам истории и культуры. Кроме того, религиозные организации обладают
правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет
собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное
религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными
способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации (п. п. 1, 2
ст. 21 вышеназванного Закона).
Фонды преследуют социальные,
благотворительные, образовательные, культурные и иные общественно полезные
цели. Для реализации этих целей учредители наделяют создаваемый ими фонд
имуществом, которое передается ему в собственность (п. 1 ст. 118 ГК РФ; п. 1
ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Особую
организационно-правовую форму некоммерческой организации представляет собой
негосударственный пенсионный фонд, который также является собственником своего
имущества (ст. 4 Федерального закона "О негосударственных пенсионных
фондах").
Некоммерческие партнерства и автономные
некоммерческие организации также являются собственниками переданного им
учредителями имущества (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10 Федерального закона "О
некоммерческих организациях"). И хотя, как правило, участники
некоммерческих организаций не имеют ни вещных, ни обязательственных прав в
отношении имущества организации (включая право на ликвидационную квоту), для
некоммерческих партнерств законодатель предусмотрел исключение: участники
некоммерческого партнерства могут получать при выходе из организации часть ее
имущества в пределах своего первоначального взноса, кроме членских взносов, и
вправе претендовать на ликвидационную квоту в тех же пределах, если иное не
установлено законом или не предусмотрено учредительными документами партнерства
(п. 3 ст. 8, п. 2 ст. 20 вышеназванного Закона).
В форме некоммерческого партнерства
создаются, к примеру, фондовые биржи (ст. 11 Федерального закона "О рынке
ценных бумаг"). В соответствии с нормами данного Закона фондовой биржей
может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не
совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности,
за исключением депозитарной и клиринговой деятельности. Имущество фондовой
биржи складывается за счет членских взносов членов фондовой биржи; взносов,
сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за оказываемые биржей
услуги; отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого ее
членами за участие в биржевых сделках; штрафов, уплачиваемых за нарушение
требований устава биржи, правил биржевой торговли и других внутренних
документов фондовой биржи; иных доходов от деятельности биржи.
Такой вид некоммерческих организаций,
как государственная корпорация, создается для осуществления социальных,
управленческих или иных общественно полезных функций на основании специального
федерального закона и также является собственником переданного ей Российской
Федерацией имущества (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих
организациях"). В отличие от принятого в западных странах принципа
членства в организациях российский законодатель определяет государственную
корпорацию как не имеющую членства некоммерческую организацию.
Учредителем государственной корпорации
может быть лишь Российская Федерация, а предоставляемое государством
организации имущество закрепляется за ней на праве собственности. Но вместе с
тем государство определенным образом ограничивает свободу распоряжения
имуществом государственной корпорации. В частности, законодатель
предусматривает такое правило, согласно которому государственная корпорация
использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим ее
создание (п. 2 ст. 7.1 вышеназванного Закона).
§ 7. Право
государственной собственности
Право государственной собственности
относится к праву публичной собственности, поскольку ее субъектами являются
публично-правовые образования - государство и государственные образования.
Государственной собственностью в Российской Федерации
является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации
(федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности
субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального
значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта
Федерации) (ст. 214 ГК РФ).
По общему правилу земля и другие
природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо
муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации и субъекта
Федерации права собственника в отношении государственного имущества
осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и лица. При
этом специфика права государственной собственности заключается в том, что
Российская Федерация (а нередко и субъект) одновременно выступают и в качестве
субъекта законотворчества (устанавливая правила поведения для собственника
имущества), и в роли представителя собственника государственного имущества.
Так, в соответствии со ст. 125 ГК РФ от
имени Российской Федерации и субъектов Федерации могут своими действиями
приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и
обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Кроме
того, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами
Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению
от их имени могут выступать государственные органы, органы местного
самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Так называемое распределенное
государственное имущество закрепляется за государственными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с
действующим законодательством на праве хозяйственного ведения (государственные
унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (федеральные
казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, учреждения). В этом
случае к владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным)
имуществом подключаются вполне самостоятельные звенья в виде юридических лиц,
выступающих в гражданском обороте не от имени собственника имущества, а от
своего собственного имени и наделенных на закрепленное за ними имущество
относительно самостоятельным вещным правом.
Средства соответствующего бюджета и иное
государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и
учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации
(федеральная казна), казну республики в составе Российской Федерации, казну
края, области, города федерального значения, автономной области, автономного
округа (казна субъекта РФ).
Отнесение государственного имущества к
федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации
осуществляется в порядке, установленном законом.
Находящееся в собственности Российской
Федерации федеральное имущество подразделяется на имущество, изъятое из
оборота, имущество, ограниченное в обороте, и имущество, не ограниченное в
обороте. При этом в исключительной собственности Российской Федерации
находятся: ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской
экономической зоны Российской Федерации; особо охраняемые природные объекты
(заповедники, источники и т.п.); особо ценные историко-культурные объекты;
большинство видов вооружений и оборонные объекты.
В соответствии с действующим
законодательством (ст. 214 ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам Российской Федерации, также является государственной
собственностью. Так, в соответствии с Конституцией Республики Татарстан (ст.
18) государственная собственность данного субъекта Российской Федерации
признается и защищается наряду с частной и муниципальной формой собственности.
§ 8. Право
муниципальной собственности
Муниципальной собственностью является
имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским
поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
От имени муниципального образования
права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица. Так, в
соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими
действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного
самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими
статус этих органов. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными
законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,
нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные
органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Имущество, находящееся в муниципальной
собственности, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и
учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного
ведения (муниципальные унитарные предприятия) или на праве оперативного
управления (муниципальные казенные предприятия, муниципальные учреждения).
Средства местного бюджета и иное
муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и
учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского,
сельского поселения или другого муниципального образования.
В муниципальной собственности может
находиться свободно оборотоспособное имущество и имущество, ограниченное в
обороте, но только в силу прямого указания специального законодательного акта.
Так, в соответствии со ст. 50
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований
может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного
значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в
случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных
полномочий органов местного самоуправления, переданных им в предусмотренном
законом порядке; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в
соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа
муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов,
право решения которых предоставлено органам местного самоуправления
федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В собственности поселений могут
находиться: 1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и
водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для
освещения улиц населенных пунктов поселения; 2) автомобильные дороги местного
значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество,
предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; 3) жилищный фонд
социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в
поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на
условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для
содержания муниципального жилищного фонда; 4) пассажирский транспорт и другое
имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах
поселения; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 6) объекты, а также
пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных
мер по тушению пожаров; 7) имущество библиотек поселения; 8) имущество,
предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами
организаций культуры; 9) объекты культурного наследия (памятники истории и
культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в
соответствии с законодательством Российской Федерации; 10) имущество,
предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и
массового спорта; 11) имущество, предназначенное для организации
благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства
мест общего пользования и мест массового отдыха населения; 12) имущество,
предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 13) имущество,
включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и
содержания мест захоронения; 14) имущество, предназначенное для официального
опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной
информации; 15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности
поселения в соответствии с федеральными законами; 16) пруды, обводненные
карьеры на территории поселения; 17) имущество, предназначенное для создания,
развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
местного значения на территории поселения; 18) имущество, предназначенное для
организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для обеспечения
безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 20)
имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в
поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства; 21) имущество, предназначенное
для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям,
осуществляющим деятельность на территории поселения.
В собственности муниципальных районов
могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения
поселений в границах муниципального района; 2) автомобильные дороги местного
значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а
также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; 3)
пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного
обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 5) имущество,
предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории
муниципального района муниципальной милицией; 6) имущество, предназначенное для
обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления
дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; 7)
имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района
скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной
медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных
учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и
после родов; 8) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых
и промышленных отходов; 9) архивные фонды, в том числе кадастр
землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество,
предназначенное для хранения указанных фондов; 10) имущество, включая земельные
участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района
межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг; 11) имущество
межпоселенческих библиотек; 12) имущество, необходимое для официального
опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной
информации; 13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности
муниципального района в соответствии с федеральными законами; 14) пруды,
обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на
межселенной территории муниципального района; 15) имущество, предназначенное
для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей
и курортов местного значения на территории муниципального района; 16)
имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав
муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций
культуры; 17) имущество, предназначенное для развития на территории
муниципального района физической культуры и массового спорта; 18) имущество,
предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального
района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19)
имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных
объектах, охраны их жизни и здоровья; 20) объекты культурного наследия
(памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного
значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; 21) имущество,
предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства
на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития
инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 22)
имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным
некоммерческим организациям на территории муниципального района.
Закон предусматривает, что в
муниципальной собственности городских округов могут находиться любые
виды имущества, названные в п. п. 2 и 3 ст. 50 Закона, т.е. любое имущество,
которое в соответствии с законом может находиться в собственности поселений и
муниципальных районов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий