четверг, 25 февраля 2021 г.

Лекция для 3 курса гражданско-правовой профиль по СК "Правовой статус некоммерческих юридических лиц"

 

Тема 2. Государственная регистрация НКО

1. Модели государственной регистрации.

2. Институт государственной регистрации и его стадии.

3. Режимы взаимодействия уполномоченных государственных органов и НКО при государственной регистрации.

4. Документы необходимые для государственной регистрации НКО и требования предъявляемые к ним.

5. Основания для отказа в государственной регистрации НКО.

 

1. Модели государственной регистрации

Институт гос регистрации НКО является взаимовыгодным. Для НКО – государство их признает в форме ЮЛ, государство определяет их как равные субъекты. Гос регистрация выгодна для учета, позволяет поддерживать режим законности.

Государство при помощи гос регистрации определяет для себя видовой состав НКО.

Модели государственной регистрации:

o    Разрешительная модель – объединение испрашивают у государства, в лице его уполномоченных органов, на получение статуса ЮЛ. Ранее государство учитывало 2 позиции при разрешении государственной регистрации организации. 1 позиция – должна быть польза от создания данной организации. 2 позиция – соответствие представленных документов действующему тогда законодательству. Минусы в этом – коррупциогенность.

o    Уведомительная модель (заявительная) – США является первоначальником этой модели. Организация должна просто уведомить органы. Суд должен принимать решение о гос регистрации ЮЛ. Суд при этом не устанавливал нужна данная организация или нет, суд просто фиксировал образование новой организации. Преимущества – отсутствие всяческих барьеров для коллективного осуществления деятельности. Минусы — данная модель не прижилась, так как не все объединяющиеся является знатоками американской правовой системы, дефекты не соблюдения законодательства стали проявляться (т.е. злоупотребление появилось, а от этого нарушения) – необходимость государственного вмешательства; нужна единая унификация.

o    Явочная модель – распространено в Великобритании. Явочный порядок это сведение в одну точку некоторых элементов разрешительной и уведомительной модели. Субъекты, которые желают оформить гос регистрацию: оформляют документы и подают эти документы в соответствующий уполномоченный орган. Данная модель предполагает, что государство может отказать в регистрации, а также наказать лиц, которые объединились или представили документы не соответствующие законодательству. В Великобритании учредители сдают документы, если не оплачивают за скорость – документы подают им через 5 дней. Если хотят чтобы рассмотрели тут же, то оплачивают и их регистрируют. Орган, осуществляемый регистрация ЮЛ это самоокупаемый орган находящий при государстве на основание самофинансировании: пошлина за государственную регистрацию, за предоставление информации, государство дает определенное софинансирование в части гос программы. Данная компания в выборочном порядке может проверять эти ЮЛ на предмет соответствия их документов при гос регистрации действующему законодательству и ЮЛ ежегодно предоставляют отчет – проверяют соответствие. Если есть не соответствие – лица, которые являются в качестве учредителей больше никогда не смогут быть учредителями. Ответственность помимо учредителей несет руководитель организации – штраф или привлечение к уголовной ответственности.

o    Распорядительная модель – организации создается не по инициативе ФЛ, а по инициативе государства или уполномоченных органов, ОМСУ. Это государственная компания, государственная корпорация. Государственные  муниципальные учреждения. Принимается НПА.

 

2. Институт государственной регистрации и его стадии.

ФЗ «О гос регистрации ЮЛ и ИП». Возможность применения 2 процедур: общего и специального порядка. Сейчас некоторые НКО в общем порядке, а некоторые в специальном порядке.

Отличие в органах которые принимают: ранее – ОМСУ, сейчас общий порядок – ФНС, специальный порядок – органы министерства юстиции, которые принимают решение о гос регистрации.

Разница во времени регистрации, сейчас: общий порядок – в течение 5 рабочий дня, специальный порядок – от 2 недель до 1 месяца.

Стадии:

o    До регистрационная – формируется воля учредителей организации: составляется протокол о создании, проводится собрания, подготавливаются учредительные документы.

o    Регистрационная – принятие уполномоченными государственными органами решение о регистрации волеизъявления индивидов или группы лиц, т.е. внесение записи в Единый Государственный реестр ЮЛ.

o    После регистрационная – после получения свидетельства в банке открывается счет, заказывается печать. Становиться на учет в различных фондах, заключает договоры аренды и т.д.

Институт гос регистрации:

o    Это субинститут права НКО. Нормы, регламентирующие данные отношения являются частью права НКО.

o    Институт гос регистрации НКО является комплексным.

 

3. Режимы взаимодействия уполномоченных государственных органов и НКО при государственной регистрации

НКО – органы юстиции должны принять решение в течение 14 дней с момента штампа в заявлении. Органы юстиции не позднее следующего дня после принятие решения передает 2 экземпляра учредительных документов и 1 экземпляр другие документы в ФНС по субъекту РФ. Уполномоченный орган (ФНС по субъекту РФ) после принятие документов в течение 5 рабочих дней внести запись в ЕГРЮЛ. Не позднее следующего рабочего дня направить эти документы в органы министерства Юстиции. После этого не позднее 3 дней НКО выдается свидетельство о государственной регистрации и 1 экземпляр устава. Всего 24 дня занимает эта процедура. Если представитель не является в течение 3 дней, то направляется почтовым отправлением – место нахождения постоянно действующего органа НКО.

Общественное объединение – ранее считалось, что должно быть зарегистрировано в течение 1 месяца, но 1 месяц дается для принятия решения (по закону). После принятие решения на следующий рабочий дней отправляем в ФНС, 5 рабочих дней на внесение в записи в ЕГРЮЛ. Возвращается в органы МинЮста не позднее 3-х дней должны выдать свидетельство о государственной регистрации и 1 экземпляр устава. Всего 40 дней, но, как правило, эта процедура длится 21 день.

Если обжалование, то подсудность судам общей юрисдикции. В качестве соответчиков ФНС и органы юстиции могут быть. В ходе судебного разбирательства выясняется чья вина в том, что НКО или общественное объединение надлежащим образом не было зарегистрировано в качестве ЮЛ.

Организации, гос корпорации, гос компании – регистрация на основании ФЗ. Более упрощенная процедура регистрации.

В каждом субъекте РФ составляется соглашение между органами юстиции и ФНС субъекта для данной сферы. Обмен документами 2 раза в неделю.

 

4.      Документы необходимые для государственной регистрации НКО и требования предъявляемые к ним

Документы, представляемые для государственной регистрации НКО – ст. 13.1 Закона «О НКО»:

o    Заявление, подписанное уполномоченным органом. Заявление не только заявление, но и сведения об учредителях и т.д. Заявление все то, что указано в ПП.

o    Учредительные документы: устав, для некоторых допускается учредительный договор.

o    Решение о создании НКО, об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных органов.

o    Сведения об учредителях в 2-х экземплярах – из приказа №112.

o    Документ об уплате государственной пошлины.

o    Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО. Сведения предоставляются в произвольной форме. Должны находится на этом адресе на законных основаниях: либо гарантийное письмо от собственника, предоставляется заверенная копия документа на право собственника (т.е. подтверждается право собственника). В жилых помещения НКО быть не должно  по ЖК РФ.

o    При использовании в наименовании НКО имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного ЮЛ как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

o    Выписка из реестра иностранных ЮЛ соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Документы, представляемые для государственной регистрации Общественного объединения – ст. 21 ФЗ « Об ОО»:

o    Заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

o    Устав общественного объединения в трех экземплярах;

o    Выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;

сведения об учредителях;

o    Документ об уплате государственной пошлины;

o    Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;

o    Протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;

o    При использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Молодежные (с 14 лет) и малолетние (с 8 лет) общественные объединения, если в выборный орган избраны дееспособные лица (т.е. достигшие 18 лет) только тогда будет зарегистрированы. В общественных объединениях – только устав. Учредительные документы – в 3-х экземплярах, а остальные в 2-х.

Документы, представляемые для государственной регистрации Политической партии – ст. 16 ФЗ « О политической партии»:

o     заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;

o    устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;

o    программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;

o    заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

o    Документ об уплате государственной пошлины;

o    Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

o    Экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

o    Заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии.

Иностранная неправительственная организация — может действовать в статусе филиала и представительства. Не подают в классическом  виде документы, они подают уведомления в МинЮстиции РФ. Прилагаются учредительные документы, решение о создании филиала, положения о филиале, решения о назначении руководителя филиала, документ с изложением целей и задач создания филиала. Эти документы предоставляются в МинЮст, они составляются на гос языке данной организации и на русском языке и надлежаще заверяются.

МинЮст вносит сведения о данной организации в Единый Реестр, который ведет МинЮст. После внесения филиал считается зарегистрированным. Они обращаются в налоговую службу, завершают договорные отношения в части их местонахождения. С момента внесения в реестр и в течение последующих 20 дней должны уведомить об их месте нахождения.

5.      Основания для отказа в государственной регистрации НКО

Институт отказа это институт ограничения прав и свобод. Ст. 55 К РФ прописаны: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отказ в государственной регистрации возможен по основаниям (ст. 23.1 ФЗ « О НКО»):

o    Если учредительные документы некоммерческой организации противоречат К РФ и законодательству РФ (данное понятие разными учеными понимается по разному);

o    Если ранее зарегистрирована НКО с таким же наименованием. Это и организационно-правовая форма и название. Если совпадение наименование, то отказ, как и государственная пошлина;

o    Если наименование НКО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

o    Если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим ФЗ, представлены не полностью, либо представлены в ненадлежащий орган;

o    Если выступившее в качестве учредителя НКО лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 настоящего ФЗ;

o    Если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченным на то ФЗ и (или) учредительными документами НКО;

o    Если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.

Те, что выше указаны, основания ля отказа должны быть исчерпывающими.

Положение учредительных документов не являются основанием для отказа, но они могут повлиять на деятельность организации или на учредителей, привести к конфликту.

В случае, если представленные для государственной регистрации документы, предусмотренные данным Федеральным законом, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного п.8. ст.13.1 указанного Федерального закона. Часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке.

Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

Иностранные не правительственные организации: основания отказа

o    Если цели отделения противоречат К РФ и законодательству РФ. Соотношение цели К РФ и законодательству РФ – проблема.

o    Если цели создания создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, территориальному единству, самобытности и т.д.

o    Если ранее зарегистрированное на территории РФ были ликвидировано в связи с грубым нарушением российского законодательства и К РФ.

Для них основания отказа связаны с защитой национальных интересов.

Основания для отказа в государственной регистрации Общественного объединения: ст. 23 ФЗ «Об ОО»:

1) если устав общественного объединения противоречит К РФ и законодательству РФ;

2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим ФЗ, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с ч. 3 ст. 19 настоящего ФЗ;

4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;

6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Основания отказа в государственной регистрации политической партии: ст. 20 Закон «О политической партии»:

а) положения устава политической партии противоречат К РФ, ФКЗ, настоящему ФЗ и иным ФЗ;

б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего ФЗ;

в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;

г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего ФЗ;

д) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии.

Региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий