Тема:
Приватизация объектов государственной и муниципальной собственности
1. Понятие и цели
приватизации государственного и муниципального имущества.
2. Способы приватизации
публичного имущества.
3. Порядок приватизации
государственных и муниципальных предприятий.
4. Приватизация
земельных участков.
5. Особенности
приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
1. Понятие и цели
приватизации государственного и муниципального имущества
Под приватизацией государственного и муниципального
имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в
собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность
физических и (или) юридических лиц.
Правовое
регулирование приватизации осуществляется, прежде всего, Федеральным законом от
21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация отдельных видов имущества осуществляется на основании специальных
законов (Федеральный закон от 27 февраля 2003г. №29-ФЗ «Об особенностях
управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральный
закон от 22 августа 1996г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии
Российской Федерации», Федеральный закон от 5 февраля 2007г. №13-ФЗ «Об
особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций,
осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Приватизация жилищного фонда урегулирована Законом РФ от 4 июля 1991г. №1541-I
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В некоторых субъектах РФ в соответствии с Законом о
приватизации приняты свои законодательные акты в этой сфере. Так, в
Оренбургской области действует Закон Оренбургской области от 28.06.2004г.
№1278/197-III-ОЗ «О приватизации государственного имущества, находящегося в
собственности Оренбургской области».
Объектом
приватизации является избыточная публичная (как государственная, так и
муниципальная) собственность. Понятие избыточной публичной собственности имеет
относительное содержание: 1) оно определяет не свойства имущества, его
полезность или бесполезность, а общественные отношения, отношения
собственности; 2) часть публичной собственности становится избыточной, во-первых,
по отношению к объему выполняемых государством функций и, во-вторых, по
отношению к возможностям рационального использования этого имущества.
В
составе публичного имущества выделяют два вида:
1)
имущество, связанное с производством общественных товаров и услуг, которые
удовлетворяют коллективные потребности и потребляются совместно;
2)
имущество, связанное с производством частных товаров и услуг, которые
удовлетворяют индивидуальные потребности и потребляются индивидуально на основе
принципа отстранения иных лиц от пользования благом.
Объектом
приватизации может становиться только имущество второго вида.
В
настоящее время в качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие
публично-правовым образованиям на праве собственности:
1)
имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми
ими земельными участками (ст. ст. 11, 27 и 28 Закона о приватизации);
2)
отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых
не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28
Закона о приватизации);
3)
акции открытых акционерных обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации);
4)
объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о
приватизации);
5)
земельные участки (ст. ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса);
6)
жилые помещения (ст. ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).
Приватизация
преследует несколько основных целей.
Основной целью политики в области приватизации является кардинальное повышение
эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий
на основе структурной перестройки экономики. К числу подцелей приватизации
относятся: а) формирование широкого слоя частных собственников как
экономической основы рыночных отношений; б) привлечение в производство
инвестиций, включая иностранные; в) содействие в реализации мероприятий по
социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников
(акционеров).
Приватизация
как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач: 1) усовершенствовать систему
управления, сделав ее корпоративной; 2) расширить доступ предприятия к капиталам;
3) обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых
технологий и передового опыта; 4) увеличить поступления средств в казну за счет
более эффективной работы предприятий; 5) обеспечить более справедливое
распределение прибылей; 6) деполитизировать предприятия, ослабив их связи с
государством.
В
каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова,
различается и отношение к темпам приватизации.
Основные
принципы приватизации государственного и муниципального имущества могут быть
сформулированы следующим образом:
а)
решение о целесообразности приватизации публичного имущества разрабатывают
соответствующие органы по управлению государственным и муниципальным имуществом
с позиций повышения эффективности его использования;
б)
способ приватизации каждого объекта государственной и муниципальной
собственности определяется органом по управлению государственным и
муниципальным имуществом на основании анализа предложений управляющих компаний,
оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов;
в)
нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации
должны быть едины на всей территории Российской Федерации.
В
странах с устойчивой развитой экономикой приватизация может проходить медленно
и быть выборочной и строго индивидуальной для каждого предприятия. В странах с
переходной экономикой приватизация может проходить быстро и принимать массовый
характер.
2. Способы
приватизации публичного имущества.
В
настоящее время могут быть использованы следующие способы приватизации
государственного и муниципального имущества (перечень является исчерпывающим):
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) преобразование
УП в ООО; 3) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
4) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 5)
продажа акций АО, долей в уставном капитале ООО, объектов культурного наследия
на конкурсе; 6) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной
собственности акций открытых акционерных обществ; 7) продажа государственного
или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа
государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение
государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные
капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных
обществ по результатам доверительного управления.
Можно сказать, что большинство способов
приватизации - это различные способы продажи государственного имущества.
Способы продажи отличаются друг от друга по
совокупности признаков в зависимости от:
- места совершения сделки (например, продажа
находящихся в государственной собственности акций на территории России или за
ее пределами);
- особенностей достижения соглашения о цене (на
аукционе, например, имущество продается тому, кто больше за него заплатит, а
вот на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по
единой цене за одну акцию);
- выполнения покупателем условий в отношении
имущества (продажа на конкурсе);
- вида рынка (продажа акций на организованном рынке
- на фондовой бирже с помощью брокеров или без обращения к услугам биржевых
посредников);
- способа выявления покупателя (продажа акций
исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления
акциями, продажа имущества любому покупателю, кто первым откликнется на публичное
предложение о продаже государственного имущества);
- по моменту возникновения права собственности
(так, при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя конкурса
возникает после выполнения им условий конкурса).
От продажи следует отличать такой способ
приватизации, как внесение государственного имущества в качестве вклада в
уставные капиталы открытых акционерных обществ. Такая передача имущества в
уставные капиталы может осуществляться как при учреждении открытых акционерных
обществ, так и в порядке оплаты дополнительно размещаемых акций при увеличении
уставных капиталов обществ (ст. 25Закона о приватизации).
Характеризуя
отдельные способы приватизации, отметим следующее.
Аукцион
- это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе
которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе
торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не
требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.
По
составу участников аукцион всегда является открытым. Проведение закрытых
аукционов не допускается.
По
форме подачи предложений о цене различают:
-
закрытые аукционы, на которых предложения о цене государственного или
муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах
(закрытая форма подачи предложений о цене);
-
открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе
проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене).
Аукцион,
в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. При
равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального
имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем
признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Для
участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20% начальной цены.
Конкурсом
признается такой способ приватизации имущества, при котором право приобретения
государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю,
который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество
при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.
На
конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции
созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют
более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении
указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
Условия
конкурса могут предусматривать: - сохранение определенного числа рабочих мест;
- переподготовку и (или) повышение квалификации работников; - ограничение
изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных
объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного
обслуживания населения либо прекращение их использования; - проведение
реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного
наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
Условия
конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок
подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса
не подлежат изменению.
Указанный
перечень условий конкурса является исчерпывающим.
Конкурс
реализуется в порядке, аналогичном процедуре проведения аукциона.
Продажа
государственного или муниципального имущества посредством публичного
предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного
имущества был признан несостоявшимся.
Публичное
предложение о продаже государственного или муниципального имущества является
публичной офертой.
При
продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного
предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной
цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого
последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по
которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена
отсечения).
При
этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены,
указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на
аукционе, который был признан несостоявшимся.
Право
приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит
заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение
указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка
удовлетворяется по цене первоначального предложения.
Продажа
государственного или муниципального имущества без объявления цены
осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения
не состоялась. При этом нормативная цена имущества не определяется.
Претенденты
направляют свои предложения о цене государственного или муниципального
имущества в адрес, указанный в информационном сообщении о приватизации данного
имущества.
В
случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем
признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество
наибольшую цену.
В
случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного
или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее
других лиц.
3. Порядок
приватизации государственных и муниципальных предприятий
Основным
объектом приватизации государственной и муниципальной собственности, наравне с
акциями, является имущественный комплекс унитарного предприятия.
Приватизация
государственных и муниципальных унитарных предприятий может осуществляться
путем их преобразований в открытое акционерное общество либо в общество с
ограниченной ответственностью. Указанные способы приватизации являются
разновидностью реорганизации юридического лица, в результате которой создаются
новые юридические лица, являющиеся правопреемником унитарного предприятия.
Обязательным
условием преобразования является составление передаточного акта, который
формируется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия,
аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на
них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации
имущества унитарного предприятия.
Акции
созданного акционерного общества закрепляются в государственную или
муниципальную собственность и, в свою очередь, могут быть в последующем
приватизированы предусмотренными законом способами.
Имущественный
комплекс унитарного предприятия может быть также продан в собственность
физическим и юридическим лицам на конкурсе или аукционе.
Решение
об условиях приватизации государственных и муниципальных предприятий
принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации,
принимаемым на соответствующем уровне.
В
решении об условиях приватизации предприятий должны содержаться следующие
сведения: - наименование предприятия; - способ приватизации предприятия; -
нормативная цена (минимальная цена, по которой возможно отчуждение
предприятия); - срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); - состав
подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия; -
перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации
в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Прогнозный
план (программа) приватизации, отчет о его выполнении, а также решения об
условиях приватизации государственного или муниципального имущества подлежат
опубликованию в установленном порядке в официальных изданиях.
Денежные
средства, полученные от продажи государственных и муниципальных унитарных
предприятий, подлежат перечислению в бюджет соответствующего уровня.
4.
Приватизация земельных участков.
Объектом
приватизации могут быть только земельные участки, прошедшие государственный
кадастровый учет.
Приватизация
зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не
завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости,
осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество,
земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их
использования, за исключением случаев:
1)
отчуждения части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в
натуре вместе с частью земельного участка;
2)
отчуждения здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке,
изъятом из оборота.
Приватизация
имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с
отчуждением покупателю следующих земельных участков:
-
находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного)
пользования или аренды;
-
занимаемых зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами,
строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными
объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного
комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных
объектов.
При
приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий,
строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с
покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного
участка со множественностью лиц на стороне арендатора.
Собственники
объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую
собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений
и сооружений, расположенных на этом земельном участке. Размер доли в праве
собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению
площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади
здания, строения или сооружения.
При
отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты
инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов
недвижимости, расположенных на указанных земельных участках. Одновременно с
принятием решения о приватизации земельного участка при необходимости
принимается решение об установлении публичных сервитутов.
Приватизации
не подлежат земельные участки в составе земель: а) сельскохозяйственного
назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и
объектов; б) зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному
заражению; в) водоохранного и санитарно-защитного назначения; г) общего
пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы,
сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие); д) транспорта, предназначенные для
обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также
отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития и т.д.
5. Особенности
приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
Особенностью
приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
является обязанность нового собственника сохранять в течение определенного
срока профиль предприятия.
Объекты
социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и
коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе
имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по
назначению:1) объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты
населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых,
интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых; 2) объектов
здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания
жителей соответствующего поселения; 3) детских оздоровительных комплексов (дач,
лагерей); 4) жилищного фонда и объектов его инфраструктуры; 5) объектов
транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей
соответствующего поселения.
Изменение
назначения объектов социально-культурного назначения и объектов
коммунально-бытового назначения осуществляется по согласованию с соответствующими
органами местного самоуправления.
Объекты
социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для
приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс
унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно.
Обязательным
условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об
условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.
При
этом установлено право органов местного самоуправления в случае нарушения
собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта
социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение срока
установленного решением об условиях приватизации обратиться в суд с иском об
изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.
Последствия
1.
В России произошёл
переход от социализма к капитализму.
2.
В России появилась группа так
называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за
сравнительно небольшие деньги.
3.
Приватизация скомпрометировала себя в
глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов
приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди
российских политических деятелей.
4.
Около 80 % граждан России продолжают считать приватизацию нечестной и
готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
5.
Приватизация способствовала
деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в
лёгкой и обрабатывающей промышленностях.
6.
С 1992 по 2006 г. в России было
приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые
в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу
30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов.
Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году,
принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по
существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов.
Во всех тех случаях, когда приватизация осуществлялась на взятые
на Западе кредиты, российские предприниматели выступали лишь в качестве
доверенных или же, проще говоря, подставных лиц. Это значит, что многие
приватизированные предприятия сразу же прямо или опосредованно перешли в руки
иностранцев.
Таблица. Залоговые аукционы 1995 г |
|||||
Название компании |
Пакет акций, выставленный на аукцион
(в %) |
Рыночная стоимость в млн. долларов |
Победитель аукциона |
Цена, млн. долл. |
Текущая стоимость, млн долл. |
НК «Сургутнефтегаз» |
40.12 |
нет данных |
НПФ «Сургутнефтегаз» |
88.9 |
11 200 |
АО «Северо-Западное пароходство» |
20.5 |
10.23 |
МФК |
6.05 |
18.3 |
АО «Челябинский меткомбинат» |
15 |
4.3 |
«Рабиком» |
13.3 |
нет данных |
РАО Норильский никель |
38 |
190 |
ООО «Реола» |
170.1 |
15 800 |
НК «Лукойл» |
5 |
150 |
НК «Лукойл» и банк «Империал» |
141.0 |
2 270 |
НК Сиданко |
51 |
нет данных |
МФК |
130.0 |
16 900 |
АО НЛМК |
14.84 |
31 |
ОНЭКСИМ Банк |
31.0 |
1 400 |
АО «Мурманское морское пароходство» |
23.5 |
4.75 |
АОЗТ «Стратег» |
4.125 |
20.44 |
НК ЮКОС |
45 |
150 |
АОЗТ «Лагуна» |
159.0 |
29 110 |
АО «Новороссийское морское пароходство» |
20 |
15.2 |
АО «Новороссийское морское пароходство» |
22.65 |
нет данных |
НК «Сибнефть» |
51 |
100 |
банк СБС |
100.3 |
10 500 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий