среда, 10 февраля 2021 г.

Лнекция по СК Правовой статус некоммерческих юридических лиц для 3 курса (гражданско-правовой профиль)

 

ТЕМА 1. Некоммерческие организации: общие положения

1.      Правовая и экономическая природа некоммерческих организаций.

2.       Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций

3.      Понятие и признаки некоммерческих организаций

4.      Виды некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

5.      Роль и функции государства в процессе деятельности некоммерческих организаций РФ

 

 

1.Правовая и экономическая природа некоммерческих организаций.

Важнейшими  субъектами  рыночных  отношений  современной  России выступают некоммерческие организации (далее – НКО), основа так называемого «третьего сектора» страны, призванного осуществлять множество общественно-полезных проектов. В настоящее время в зарубежном праве сложились несколько экономических теорий, объясняющих возникновения и существования НКО:

1)Теория «общественных благ» (автор Б. Вейсброуд).

Сторонники данной теории  утверждают,  что  некоммерческий  сектор  появляется  в  ответ  на неспособность  коммерческих  структур  удовлетворить  совокупный  спрос  на общественные  блага  и,  прежде  всего,  в  отраслях  социальной  сферы. 

Представители данной теории относят к общественным благам чистый воздух, национальную  оборону, общественную  безопасность,  услуги  образования, здравоохранения, искусства и пр. Используя данные блага, потребители имеют возможность  избежать  денежных  расходов  по  их  созданию  и  использованию.

Данная проблема в экономической науке получила название «едущие бесплатно» и  обозначает  бесплатное  пользование  нуждающимися  в  этих  благах.  Данные блага  являются  социально-полезными  целями,  для  которых  существует некоммерческий сектор.

2)Теория «несовершенство рынка» (Г. Хансман, М. Крашински).

Ученые считают, что НКО существуют в рыночной экономике потому, что рынок не может реализовать имеющийся спрос на многие товары и услуги вследствие отсутствия у  потребителей  информации  об  их  количественных  и  качественных характеристиках.  Это  касается  в  первую  очередь  конечных  результатов деятельности таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др. В виду  недостаточной  информации  о  качественных характеристиках  некоторых видов предоставляемых благ, потребителям бывает крайне сложно сделать свой выбор  в  момент  заключения  сделки.  В  целях  избежания снижения  спроса  на производство различных общественных благ, функции их создания, по которым не может быть предоставлена необходимая и полная информация потребителям в момент  заключения  сделки,  все  указанные  функции  возлагаются  на некоммерческий сектор.

3)Теория «субсидий».

Представители данной теории (Э. Фама, М. Дженсен) утверждают, что основным мотивом возникновения и развития некоммерческого сектора  является  использование  явных  и  скрытых  субсидий;  льготное налогообложение,  освобождение  от  ряда  налогов  федерального  и  местного уровней,  использование  пожертвований  физических  и  юридических  лиц.  По мнению сторонников  данной  теории,  представляемые  некоммерческим организациям  субсидии  дают  организациям  некоммерческого  сектора  ряд преимуществ в конкурентной борьбе с коммерческими фирмами. Поскольку тема конкурентной  борьбы  коммерческих  и некоммерческих  организаций  на  одном сегменте рынка не является темой настоящего исследования, следует сказать, что льготы и субсидии, предоставляемые государством некоммерческим организациям в  виде  государственной  поддержки,  позволяют  последним  эффективнее реализовывать  возможности  по  созданию  материально-технической  базы  для решения  целевых  задач,  определенных  в  учредительных  документах некоммерческих  организаций,  по  сравнению  с  организациями,  которые  такой поддержки не имеют.

4)Теория  «потребительского  контроля».

Согласно  взглядам  одного  из авторов  теории  «потребительского  контроля»  Л.  Беннера, существование некоммерческих  организаций  вытекает  из  необходимости  прямого  контроля деятельности организаций со стороны потребителей. Это позволяет последним защитить свои интересы от произвола собственников и управляющих.

5)Теория  «социального  происхождения».

Автор  теории  «социального происхождения» Г. Эсприн-Андерсен основывает данную теорию на том, что становление некоммерческих организаций определено историческим развитием отдельных,  стран,  комплексом  социально-экономических  условий  и сложившимися традициями в социальной сфере.

И хотя единый взгляд на сущность и значение данных образований в науке отсутствует, анализ теорий позволяет сделать вывод, что, так или иначе в основе появления   большинства   видов   некоммерческих   организаций   лежат экономические предпосылки, обусловленные недостатками рыночного механизма хозяйствования.

Мировой  опыт  показывает,  что  с  помощью  одних  только рыночных  факторов  определить  и  удовлетворить  многие  общественные потребности  не  представляется  возможным,  так  как  рынок  из-за  органически присущих  ему  экономических  свойств  в  некоторых  случаях  неэффективен,  в частности при реализации материальных благ отдельных видов.

На  наш  взгляд, причины  возникновения  определенных  некоммерческих организаций могут иметь в большей степени социально-политический характер, который обусловлен «совокупностью общественных коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей».

 

2. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций

К  первостепенным  международным  актам,  устанавливающим  основы правового  статуса  некоммерческих  организаций, следует отнести такие  как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и другие.

Названные международные акты провозглашают право физических лиц на объединение и свободу деятельности самих объедений в рамках закона.

В законодательстве РФ о некоммерческих организациях установлена система соподчиненности  общих  норм гражданского, бюджетного,  налогового законодательства  и  специальных  федеральных  законов  и  подзаконных нормативных актов, расположенных в зависимости от их юридической силы в определенной   иерархической   последовательности   гражданского   права.

Верховенство здесь,  безусловно,  принадлежит  Конституции  РФ,  п.  "о"  ст.  71 которой  относит  гражданское законодательство  к  ведению  Российской Федерации, а потому правовое положение, создание, реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций как юридических лиц определяются федеральным законодательством.

Согласно  ст.  30  Конституции РФ каждый  имеет  право  на объединение,  никто  не  может  быть  принужден  к  вступлению  в  какое-либо объединение  или  пребыванию  в  нем.

Названные  конституционные  свободы предоставляют  широчайшие  возможности не  только  физическим  лицам, решившим объединиться, но и некоммерческим организациям, создаваемым для достижения общественно значимых, некоммерческих целей.

Ключевую роль в законодательстве о юридических лицах играет Гражданский кодекс  РФ.

Он  имеет  особое  функциональное  назначение  и  занимает  главное место в гражданском законодательстве, что предопределяет известный уровень абстрактности  содержащихся  в  нем  норм.

С  принятием  первой  части Гражданского  кодекса  РФ  нормы  о  некоммерческих организациях  сведены  в единый  раздел «Некоммерческие  организации»,  где  представлен  перечень  их организационно-правовых   форм, включены   основные   характеристики гражданско-правового статуса отдельных некоммерческих организаций, порядок получения и пользования ими имуществом и т.д.

Среди других кодифицированных актов следует выделить Налоговый кодекс РФ, в котором определяется порядок и условия уплаты налогов некоммерческими организациями.  Бюджетный Кодекс РФ устанавливает порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе и некоммерческим организациям (ст. 78.1.),  а  также  определяется  статус  такой  некоммерческой  организации  как казенное учреждение (ст.ст. 70, 161).

Жилищный Кодекс РФ закрепляет правовой статус  некоммерческих  организаций,  преследующих  цели  предоставления гражданам жилых помещений или управление многоквартирным жилым домом – жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и товарищества собственников жилья (раздел V и VI).

Специальным  актом  гражданского  законодательства,  регулирующим правовое  положение,  порядок  создания,  деятельности,  реорганизации  и ликвидации некоммерческой организации как юридического лица, формирование и использование имущества некоммерческой организации, права и обязанности ее учредителей  (участников,  членов),  основы  организации  управления  в  таких организациях является ФЗ «О некоммерческих организациях».

Нормы данного закона закрепляют общие для некоммерческих организаций положения. Отсюда нормы других специальных законов, устанавливающие статус отдельных видов некоммерческих  организаций,  должны  соответствовать  положениям  ФЗ  «О некоммерческих  организациях»  и  не  противоречить  им,  т.е.  «названный  закон имеет  общее  значение  для  нормативных  актов,  регулирующих  правовое положение  некоммерческих  организаций,  создание  которых  возможно  в соответствии с иными федеральными законами».

Особенности правового статуса отдельных организационно-правовых форм и видов некоммерческих организаций закрепляются целым рядом федеральных законов:

ФЗ от  19.05.1995  N  82-ФЗ  «Об  общественных объединениях»;  ФЗ от  07.05.1998  N  75-ФЗ   «О негосударственных  пенсионных  фондах»; ФЗ от  11.07.2001  N  95-ФЗ ,  «О  политических  партиях» ФЗ «Об  автономных учреждениях»,  ФЗ от  01.12.2007  N  315-ФЗ  «О саморегулируемых организациях» и  т.д.

Законодательство  РФ  о некоммерческих организациях находится в постоянной динамике.

Правовой  статус  некоммерческих  организаций  регулируется также и приказами,  распоряжениями  отдельных  министерств  и  ведомств  (например, Приказ Минюста РФ от 30.12.2011 N 456 "Об утверждении Административного регламента  исполнения  Министерством  юстиции  Российской  Федерации государственной  функции по  осуществлению  контроля  за  соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных  организаций  заявленным  целям  и  задачам,  а  также  за соблюдением ими законодательства Российской Федерации" и др.).

Следует также отметить, что субъекты РФ могут принимать законы в части регулирования бюджетных отношений с участием некоммерческих организаций.

Своеобразие правового  статуса некоммерческих  организаций,  взаимная связанность  разных  подвергающихся  правовому регулированию  сторон  их деятельности  ведет  к  определенному  обособлению законодательства  о некоммерческих  организациях  в  структуре  российского  законодательства  и соответствующего  нормативного  массива  в  структуре  российского  права.

Законодательство  о  некоммерческих  организациях  следует  рассматривать  как комплексную структуру законодательства РФ, а главным предметом закрепления является  правовое  положение  (статус)  некоммерческих  организаций  как субъектов гражданского права.

 

3. Понятие и признаки некоммерческих организаций

 

В  соответствии  со  ст.  50  ГК  РФ  все  юридические  лица  делятся  на коммерческие  и  некоммерческие  организации.  Традиционно  в  литературе  к основным  признакам некоммерческих  организаций относят:  специальную правоспособность,  отсутствие  получения  прибыли  в  качестве  основной  цели деятельности,  ограничение  возможности  осуществлять  предпринимательскую деятельность, запрет на распределение полученной прибыли между участниками, целевой  характер  использования  имущества,  оставшегося  при  ликвидации некоммерческой  организации,  а  также  многообразие  форм некоммерческих организаций.

Согласно ГК следует выделить 2 основных признака:

1)Цель деятельности

2)Невозможность распределения прибыли между ее участниками. Помимо  указанного  к  числу  признаков  следует  отнести  специальную правоспособность,  осуществление  приносящей  доход  деятельности  (теперь  не используется  в  ГК  формулировка –предпринимательской  деятельности  в отношении НКО, только в ФЗ «О НКО» -п. 2 ст. 24). В ГК – применительно к автономным некоммерческим организациям.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг,  отвечающих  целям  создания  некоммерческой  организации,  а  также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

 

4.Виды некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

 

С 1 сентября 2014 года внесены изменения в ГК в главу о юридических лицах.

Юридические  лица,  являющиеся  некоммерческими  организациями,  могут создаваться в организационно-правовых формах:

1)  потребительских  кооперативов,  к  которым относятся  в  том  числе жилищные,  жилищно-строительные  и  гаражные  кооперативы,  садоводческие, огороднические  и  дачные  потребительские  кооперативы,  общества  взаимного страхования,  кредитные  кооперативы,  фонды  проката,  сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2)  общественных  организаций,  к  которым  относятся  в  том  числе политические   партии   и   созданные   в   качестве   юридических   лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, организации,  общественные  объединения)  и  на некоммерческие  организации, наделенные правом оперативного управления (учреждения).

По  территории  создания – НКО  и  иностранные  некоммерческие неправительственные организации.

Под  иностранной  некоммерческой неправительственной  организацией  понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели  своей  деятельности  и  не  распределяющая  полученную  прибыль  между участниками,  созданная  за  пределами  территории  Российской  Федерации  в соответствии  с  законодательством  иностранного  государства,  учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Следует  проводить также разграничение  некоммерческих  организаций  на корпорации и унитарные организации.

К некоммерческим корпорациям относят юридические  лица, учредители  (участники)  которых  обладают  правом  участия (членства)  в  них  и  формируют  их  высший  орган.

К  ним  относятся потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества  собственников  недвижимости,  казачьи  общества,  внесенные  в государственный  реестр  казачьих  обществ  в  Российской  Федерации,  а  также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. К унитарным некоммерческим  организациям  относят  фонды,  учреждения,  автономные некоммерческие организации,  религиозные  организации,  публично-правовые компании.

 

5. Роль и функции государства в процессе деятельности некоммерческих организаций РФ

 

На  современном  этапе  развития  экономики некоммерческие  организации становятся  связующим  звеном  взаимодействия государственных  структур  и бизнеса в процессе осуществления социальных проектов.

Согласно п.1 ст.31 ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная поддержка некоммерческих организаций осуществляется в следующих формах:

1) осуществление  закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения государственных  и  муниципальных  нужд  у  некоммерческих  организаций  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ от 05.04.2013 No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд» закрепляет преимущества при осуществлении закупок в отношении следующих некоммерческих организаций:

-учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы;

-организации инвалидов;

-социально ориентированным некоммерческим организациям.

2) предоставление  в  соответствии  с  законом  льгот  по  уплате  налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную  поддержку.

Представляется,  что  такая  льгота  выражается  в возможности физическими лицам получить социальный налоговый вычет в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих  бюджетов,  а  также  физкультурно-спортивным  организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан  и  содержание  спортивных  команд,  а  также  в  сумме  пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на  осуществление  ими  уставной  деятельности    размере  фактически произведенных  расходов,  но  не  более  25%  суммы  дохода,  полученного  в налоговом периоде) (подп. 1 п.1 ст. 219 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ).

3) Предоставление  некоммерческим  организациям  иных  льгот.  Такая формулировка закона, к сожалению, остается мало понятной и формальной.

4) Государственная поддержка осуществляется также путем предоставления субсидий некоммерческим организациям. Согласно ст. 78.1. Бюджетного Кодекса РФ в бюджетах  бюджетной  системы  Российской  Федерации  могут предусматриваться  субсидии  автономным  учреждениям,  включая  субсидии  на возмещение  нормативных  затрат  на  оказание  ими  в  соответствии  с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Комментариев нет:

Отправить комментарий