Тема 3. Общие положения о юридическом лице
§1. Понятие и признаки юридического лица
§2. Правосубъектность юридического лица
§3. Виды юридических лиц
§4. Органы и подразделения юридического лица
§5. Образование (учреждение) юридических лиц
§6. Реорганизация и ликвидация юридических лиц
§1. Понятие и
признаки юридического лица
1. Правовой
институт юридического лица представляет собой систему правовых
норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации
юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и
порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения
отдельных видов юридических лиц.
Наиболее
важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК (ст. 48–123.28). Кроме
того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации
юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах
с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе
о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).
Особо
следует отметить, что некоторые юридические лица создаются на основании
специальных федеральных законов (так созданы «Росатом», «Ростех», «Роскосмос» и
др. публично-правовые компании и государственные корпорации. Их правовое
положение определяется специальными законами о соответствующих юридических
лицах. Положения ГК о юридических лицах применяются лишь субсидиарно – если
иное не предусмотрено указанными специальными законами (п. 5 ст. 49 ГК).
2.
Юридическое лицо как субъект гражданского права представляет собой
организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам,
может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и
нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое
лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков.
К числу
материальных признаков относятся следующие.
Во-первых,
внутреннее организационное единство и внешняя автономия. Под внутренним
организационным единством юридического лица понимается система существенных
взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и
подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному
единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор)
образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.
Внешняя
автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в
отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности
присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного
юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.
Во-вторых,
экономическое единство и обособленность имущества.
Суть
экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно
ему, а не структурным подразделениям.
Им оно
вверяется лишь в техническое управление.
Мерой
обособленности имущества юридического лица является право собственности, право
хозяйственного ведения, право оперативного управления, принадлежность
юридическому лицу имущественных прав и т.п.
По общему
правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками
имущества являются хозяйственные товарищества и общества,
кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные
фонды и др.
Право
хозяйственного ведения имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация
и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования.
Правом оперативного
управления на принадлежащее им имущество обладают казенные предприятия и
учреждения.
В-третьих,
руководящее единство. Оно выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет
один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность
юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание,
совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг
полномочий. Но руководящий (высший) орган – один (в приведенном примере – общее
собрание).
В-четвертых,
функциональное единство, которое выражается в том, что каждое структурное
подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее
подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате –
единство действий соответствующего юридического лица.
3. К числу
правовых признаков юридического лица можно отнести следующие.
Во-первых, законность образования
юридического лица. Это означает, что не должны противоречить закону цели, для
достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок
и условия образования юридического лица, предусмотренные
Гражданским
кодексом, Законом о государственной регистрации юридических лиц, иными
федеральными законами.
Во-вторых,
способность организации от своего имени участвовать в гражданских
правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные
права и т.д.).
В-третьих,
способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
В-четвертых,
способность быть истцом и ответчиком в суде.
И наконец,
в-пятых, наличие учредительных документов.
Юридическое
лицо – это организация, т.е. определенное социальное образование.
Юридическое
лицо имеет обособленное имущество. Как уже отмечалось, мерой обособления может
быть право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного
управления. Однако юридическое лицо может вообще не иметь имущества на вещном
праве. Но при этом иметь имущество в виде обязательственных прав
(например, денежные средства на счетах).
Понятие
«имущество» является многозначным. Когда в законе (ст. 48 ГК) говорится, что
юридическое лицо имеет имущество, то имеются в виду вещи и (или) имущественные
права, и (или) имущественные обязанности. Важно, что это имущество так или
иначе обособлено от имущества других субъектов гражданского права.
Однако когда
в ст. 48 (и 56) ГК говорится, что юридическое лицо «отвечает по своим
обязательствам этим имуществом», то в данном случае под имуществом разумеются
только вещи и имущественные права, ибо отвечать можно только активом (вещами и
правами), но не пассивом (долгами, обязанностями).
Рассматривая
данный признак, следует иметь в виду, что в некоторые определенные периоды
юридическое лицо может иметь только вещи и (или) права, и (или) обязанности.
Может случиться, что в определенный момент нет ни вещей, ни прав, ни
обязанностей. А организация продолжает быть юридическим лицом.
Юридическое
лицо от своего имени выступает в отношениях, регулируемых гражданским правом.
Такой
признак, как законность образования юридического лица, выражается в том, что
юридическое лицо должно быть зарегистрировано.
Причем
юридическое лицо создается и, соответственно, регистрируется в одной из
организационно-правовых форм, предусмотренных ГК (чрезвычайно важное
указание!). Государственная регистрация осуществляется в установленном законом
порядке; регистрирующий орган проверяет достоверность данных, включаемых в
Единый государственный реестр юридических лиц.
4.
Юридическое лицо создается учредителем (учредителями)1. Им может быть гражданин,
юридическое лицо, Российская Федерация и т.д.
После
создания юридического лица правовое положение (права и обязанности) учредителя
различается в зависимости от того, какое юридическое лицо создано. Учредители
имеют вещные права на имущество государственных и муниципальных унитарных
предприятий, а также учреждений. Имущество унитарных предприятий является
государственной или муниципальной собственностью. Собственником имущества
учреждения является его учредитель.
В
корпоративных организациях учредители (участники, члены) имеют корпоративные
права (о них далее).
5.
Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом.
Участник
(учредитель) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по
обязательствам юридического лица. И напротив, юридическое лицо не отвечает по
обязательствам участника (учредителя) или собственника. Исключения из этих
правил могут быть предусмотрены законом. Так, участники полного товарищества
солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам
товарищества (ст. 75 ГК). Закон также устанавливает особенности ответственности
казенных предприятий, учреждений, религиозных организаций (ст. 56 ГК).
§2. Правосубъектность
юридического лица
1.
«Рождение» юридического лица означает, что оно обладает
правоспособностью и дееспособностью (а если выделять
сделкоспособность, деликтоспособность и трансдееспособность, то, значит, и
этими свойствами). По-иному быть не может. Поэтому в законе говорится
о правоспособности юридического лица, а в юридической литературе в
соответствующих случаях чаще всего – о правосубъектности юридического лица.
Наиболее
общие положения о правосубъектности юридических лиц сформулированы в ст. 49 ГК.
Уяснение содержания соответствующих правил требует также обращения к ряду
иных нормативных актов.
2. По общему
правилу юридическое лицо обладает специальной правосубъектностью – оно может
иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности,
предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой
деятельностью обязанности (абз. 1 п. 1 ст. 49 ГК).
3. Из общего
правила о специальной правосубъектности юридических лиц сделано исключение
для коммерческих организаций (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК). Они обладают
общей (универсальной) правосубъектностью. Коммерческие организации могут
заниматься какой угодно деятельностью, если только она не запрещена законом
(торжествует принцип «можно все, что не запрещено»). Здесь важно подчеркнуть,
что запреты могут вводиться федеральными законами, но не иными нормативными
актами (п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому в учредительных документах коммерческих
организаций не требуется указывать предмет и определенные цели деятельности,
хотя такие указания допустимы.
4. Некоторые
юридические лица, относящиеся к коммерческим организациям, все же обладают
специальной правоспособностью (исключение из исключения), это, в частности:
·
государственные
и муниципальные унитарные предприятия;
·
иные
организации, если это предусмотрено законом. Эти юридические лица могут
заниматься только деятельностью, обозначенной в учредительных документах и
соответствующих законах. К числу указанных «иных организаций» относятся, в
частности, банки, страховые организации, товарные биржи и т.д.;
·
коммерческие
организации, в учредительных документах которых предусматривается специальная
правоспособность. Например, учредители акционерного общества предусмотрели,
что оно будет заниматься определенной – указанной в уставе – деятельностью (п.
4 ст. 52 ГК).
5.
Некоторыми видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на
основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой
организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске
к определенному виду работ.
Перечень
видов деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься только на
основании специального разрешения (лицензии), содержится в Законе о лицензировании отдельных
видов деятельности. В частности, в этом перечне указаны такие виды
деятельности, как разработка, производство, реализация и приобретение в целях
продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения
информации, разработка, испытание и ремонт авиационной техники и т.д.
Положения
указанного Закона не применяются к отношениям, связанным с лицензированием
таких видов деятельности, как использование атомной энергии, производство
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельности,
связанной с защитой государственной тайны; деятельности кредитных
организаций; деятельности по проведению организованных торгов и т.д.
Лицензирование этих (и некоторых других) видов деятельности осуществляется в
порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в
соответствующих сферах деятельности (например, федеральными законами «О банках и
банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» и др.).
Кроме того,
особенности лицензирования устанавливаются федеральными законами, регулирующими
осуществление таких видов деятельности, как оказание услуг связи, телевизионное
вещание и (или) радиовещание, частная детективная (сыскная) и частная охранная
деятельность, а также образовательная деятельность.
Лицензирование
осуществляется в рамках административно-правовых отношений. Однако оно
имеет гражданско-правовой эффект.
С получением
лицензии у юридического лица появляется возможность заниматься деятельностью,
указанной в специальном разрешении (лицензии). До этого момента в содержание
правоспособности юридического лица возможность заниматься соответствующей
деятельностью не входит.
6.
Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на
основании членства в саморегулируемой организации или выданного такой
организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (см. Закон о
саморегулируемых организациях, Закон о банкротстве, Закон об оценочной
деятельности, Закон об аудиторской деятельности, ГрК и т.д.).
7.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый
государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в
момент внесения в указанный Реестр сведений о его прекращении.
8. При
нарушении установленных законом требований о допустимости заниматься отдельными
видами деятельности только на основании лицензии, членства в саморегулируемой
организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске
к определенному виду работ наступает предусмотренная законом ответственность.
Кроме того, юридическое лицо в таких случаях может быть ликвидировано по
решению суда (см. подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК).
Наименование
юридического лица. Место нахождения юридического лица
1. Юридическое
лицо, как и любой другой участник гражданских правоотношений, должно быть
индивидуализировано. В первую очередь индивидуализация происходит путем
присвоения юридическому лицу наименования (у гражданина – имя, у
юридического лица – наименование). Законодательство устанавливает сравнительно
немного требований, касающихся наименований юридических лиц. Общее требование,
распространяющееся на все виды юридических лиц, сводится к тому, что
наименование юридического лица должно включать указание на его организационно-правовую
форму (п. 1 ст. 54 ГК). Организационно-правовые формы юридических лиц
исчерпывающим образом определены в Гражданском кодексе. Например, коммерческие
организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных
товариществ и обществ, производственных кооперативов и т.д.
(п. 2 ст. 50 ГК). А хозяйственные товарищества могут создаваться в
организационно-правовой форме полного товарищества и товарищества на
вере; хозяйственные общества – в организационно-правовой форме акционерного
общества и общества с ограниченной ответственностью (п. 3, 4 ст.
66 ГК). Таким образом, если создается, предположим, акционерное общество, то в
наименовании данного юридического лица должно содержаться соответствующее
указание (должны быть слова «акционерное общество»).
2. Значение:
введение такого требования чрезвычайно важно, прежде всего с практической точки
зрения. Любой субъект, вступая в отношения с юридическим лицом, уже из его
наименования получает информацию о том, кто является собственником имущества
данного юридического лица, каковы права и обязанности его учредителей
(участников), кто уполномочен выступать от имени этого юридического лица, каковы
особенности ответственности, если оно нарушит обязательство, и т.д.
Кроме того,
наименование некоммерческой организации должно содержать указание на
характер деятельности юридического лица.
В
предусмотренных законом случаях такое же требование предъявляется к
наименованию коммерческих организаций. Так, Законом о банках и банковской
деятельности предусмотрено, что наименование кредитной организации должно
содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк»
или «небанковская кредитная организация». Более того, субъекты, не имеющие
лицензии на осуществление банковских операций, не могут использовать в своем
наименовании слова «банк», «кредитная организация» (ст. 7).
Благодаря
существованию таких требований участники гражданского оборота получают
информацию о предусмотренных уставом данного юридического лица целях его
деятельности (о специальной правосубъектности).
3. Закон
(абз. 2–4 п. 1 ст. 54 ГК) устанавливает ограничения на использование в
наименованиях юридических лиц слов «Российская Федерация», «Россия» и
производных слов. Включение этих слов в наименование юридического лица
допустимо, если (а) это предусмотрено законом или иными правовыми актами, (б)
получено разрешение на использование этих слов в наименовании юридического
лица. Соответствующее разрешение выдается Министерством юстиции РФ, если
организация отвечает определенным требованиям (имеет определенное
количество филиалов и представительств на территории России,
занимает доминирующее положение на рынке определенных товаров и
т.д.)1.
Субъекты РФ могут
вводить определенный порядок использования в наименовании юридических лиц
официального наименования субъекта РФ (нередко устанавливаются правила,
аналогичные тем, что установлены на уровне Российской Федерации).
4. В
наименованиях юридических лиц недопустимо использование полных или сокращенных
наименований федеральных органов государственной власти (например,
«Минюст», «Минфин», «Антимонопольный комитет» и т.п.). В виде исключения такое
использование может быть предусмотрено только законами и иными правовыми
актами.
5. Введение
указанных ограничений обусловлено не только опасением, что то или иное
юридическое лицо в своей деятельности может скомпрометировать публично-правовое
образование (хотя и это учитывается), – прежде всего они включены в
законодательство с целью не допускать заблуждения участников гражданского
оборота по поводу того, кто «стоит» за тем или иным юридическим лицом. Если,
предположим, в название акционерного общества включено слово «Российское…» (или
что-то подобное), то большинство субъектов (как отечественных, так и
зарубежных) полагают (часто подсознательно), что акции такого общества
полностью или в решающей части принадлежат государству.
6.
Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическому лицу
принадлежит исключительное право на использование своего фирменного
наименования (ст. 1473–1476 ГК).
7. Местом
нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации.
Местом нахождения является соответствующий населенный пункт (муниципальное
образование). Например, город Екатеринбург. Но само место государственной
регистрации определяется не произвольно. Регистрация производится по месту
нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица
(генерального директора и т.п.). Если нет такого органа, то регистрация
осуществляется по месту нахождения другого органа или лица, которые
уполномочены выступать от имени юридического лица.
Знание места
нахождения юридического лица, конечно, имеет юридическое значение. Так, по
общему правилу исполнение обязательства (купли-продажи, подряда и
пр.), в котором участвует юридическое лицо как должник, должно производиться в
месте нахождения этого юридического лица (п. 1 ст. 316 ГК). Место нахождения
юридического лица имеет важное значение и для применения норм других отраслей
права (административного, налогового и т.д.).
8.
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица
указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре
юридических лиц (п. 5 ст. 54 ГК).
9. Адрес
юридического лица определяется путем указания населенного пункта, улицы, номера
дома и т.п. Предполагается, что адрес соответствует месту нахождения постоянно
действующего органа юридического лица, а при отсутствии такого органа – иного
органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица без доверенности (п.
4 Постановления Пленума ВАС РФ № 61).
Значение
адреса: он необходим для осуществления связи с юридическим лицом (п. 1 Постановления
Пленума ВАС РФ № 61). Заявления, уведомления, извещения, требования или иные
юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает
гражданско-правовые последствия (ст. 165.1 ГК), чаще всего направляются по
адресу юридического лица.
Незнание
адреса (его сокрытие, сообщение ложных сведений о нем и проч.) в ряде случаев
ведет к невозможности исполнить обязательство и реализации многих других субъектных
прав. Применение норм других отраслей права (налогового, административного и
т.д.) также требует знания адреса юридического лица.
Учитывая
значение адреса юридического лица, требуется, чтобы он указывался в едином
государственном реестре юридических лиц (абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК). При создании
юридического лица регистрирующий орган может отказать в государственной
регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности
представленных сведений об адресе юридического лица (указан несуществующий
адрес или объект недвижимости разрушен и т.д.) (см. п. 2
Постановления Пленума ВАС РФ № 61).
На практике
очень часто в различного рода документах (в том числе в договорах)
указывается «юридический адрес», «фактический адрес», «почтовый адрес» и т.п.
Юридическое значение имеет только тот адрес, который указан в едином
государственном реестре юридических лиц (лишь в некоторых исключительных
случаях суд может отступить от этого правила, если, предположим,
отправитель сообщения действовал недобросовестно).
Из
изложенного видно, что юридическому лицу следует создать условия, необходимые
для того, чтобы юридически значимое сообщение, доставленное по адресу
юридического лица, было реально получено им. Сообщение считается доставленным
даже в том случае, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам,
зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (абз. 2
п. 1 ст. 165.1 ГК). Например, корреспонденция возвращается с пометкой
«организация выбыла», «юридическое лицо не находится по указанному адресу» и
т.п.
Юридическое
лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений,
доставленных по адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому
адресу своего органа или представителя (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК). Это означает,
что неблагоприятные последствия возлагаются на это юридическое лицо. Если,
например, в порядке, установленном договором, должник направил кредитору
извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не получено потому, что в
реестре содержатся недостоверные сведения об адресе либо отсутствует орган
юридического лица или представитель, то кредитор (данное юридическое
лицо) считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков
(подробно см. ст. 406 ГК).
§3. Виды
юридических лиц
1. Юридические
лица классифицируются по различным основаниям. В первую очередь все
юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст.
50 ГК). Критерий деления – основная цель деятельности.
Коммерческие
организации – основная цель деятельности: извлечение прибыли.
Это хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества
с ограниченной ответственностью, акционерные
общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Некоммерческие
организации – во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели
деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход,
если (а) это предусмотрено их уставами, (б) это служит достижению целей, для
которых они созданы, (в) это соответствует таким целям; во-вторых, не
распределяют полученную прибыль между участниками. Как некоммерческие организации
создаются учреждения, потребительские кооперативы (например,
жилищно-строительные), общественные организации и т.д.
Очень важно:
организационно-правовые формы как коммерческих, так и некоммерческих организаций
исчерпывающим образом определены в ст. 50 ГК (п. 2, 3).
Значение
деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит в том, что,
прежде всего, различается их правоспособность (у первых по общему правилу –
общая, у вторых – специальная).
Кроме того,
различаются сферы деятельности (у первых – производство товаров, выполнение
работ, оказание услуг и т.п., у вторых – управление, культура, образование
и т.д.). Естественно, и правовое регулирование деятельности
юридических лиц в этих сферах не может быть одинаковым.
2.
Юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. Критерий деления –
наличие или отсутствие права участия (членства).
Корпоративные
юридические лица: учредители (участники) обладают правом участия (членства). К
таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества
(акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.),
кооперативы и т.д. (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК).
Право
участия означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.)
в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые
условно именуют корпоративными правами (правильнее – корпоративные
права и обязанности).
Корпоративные
права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и
неимущественные организационные отношения.
Так, в
обществе с ограниченной ответственностью имущественным является право
участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации
общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его
стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами участник
обладает и правами организационными. К ним относится право участвовать в
управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др.
Участник корпорации имеет не только права, но и несет обязанности, которые тоже
имущественные и организационные. Так, он должен участвовать в образовании
имущества корпорации (вносить вклады, взносы) – обязанность имущественного
характера. Участник обязан не разглашать конфиденциальную информацию о
деятельности корпорации – организационная обязанность (прежде всего см. ст.
65.1–65.3 ГК).
Существование
корпорации предполагает наличие участников (членов) корпорации и то, что ее
«жизнь» определяется ими.
Унитарные
юридические лица – их учредители не становятся участниками (членами), не имеют
права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные
и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные
некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании
(абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК).
При
сопоставлении корпоративных юридических лиц с унитарными создается впечатление,
будто унитарные юридические лица «живут» сами по себе, независимо от
учредителей (у учредителей нет права участия).
Однако это
не так. В корпоративных юридических лицах есть «внутренние» отношения (а)
участников (членов) между собой, (б) участников (членов) с корпорацией. Кроме
того, существуют «внешние» отношения – с третьими лицами. Естественно, у
унитарных юридических лиц есть отношения «внешние». «Внутренние» же отношения
неодинаковы у разных унитарных юридических лиц. Так, государственное
предприятие и муниципальное унитарное предприятие создаются по решению
соответствующего государственного органа или органа местного
самоуправления. Имущество такого предприятия находится в государственной
и муниципальной собственности. Руководитель (орган) юридического лица
назначается собственником и подотчетен собственнику (ст. 113–114 ГК). Таким
образом, во «внутренних» отношениях здесь участвует собственник (публично-правовое
образование), с одной стороны, и унитарное предприятие – с другой. При этом
собственник (и только он) полновластно управляет унитарным предприятием.
Аналогично можно охарактеризовать отношения, складывающиеся между учреждениями,
а также автономными некоммерческими организациями и их учредителями («правит»
учредитель).
Такое
унитарное юридическое лицо, как фонд, независимо от учредителя. Он не имеет
права участия. Имущество фонда является его собственностью, и учредители
не имеют на него имущественных прав. Управление фондом осуществляется
высшим коллегиальным органом (учредитель не имеет отношения к управлению). И
только если это предусмотрено законом, при ликвидации фонда его имущество,
оставшееся после расчетов с кредиторами, возвращается учредителям (ст.
123.17–123.20 ГК).
Значение
деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что,
благодаря такому делению, становится возможным единообразное правовое
регулирование однородных общественных отношений.
§4. Органы и
подразделения юридического лица
1. По общему
правилу юридическое лицо приобретает гражданские права и
принимает на себя гражданские обязанности через свои органы.
Органы
должны действовать в соответствии с законом, иными правовыми актами и
учредительными документами, определяющими систему органов, их полномочия,
порядок принятия решений и т.д. Компетенция (полномочия) и даже название органа
того или иного юридического лица (даже «внутри» одной организационно-правовой
формы) определяются нормами права, регламентирующими организацию и
деятельность различных юридических лиц, и учредительными документами.
Орган
юридического лица не является субъектом гражданского права; он «часть»
юридического лица.
Орган
юридического лица, действуя от его имени, заключает договоры. Например,
генеральный директор общества заключает от его имени договоры
поставок, аренды и т.д. Орган выступает от имени юридического лица
также при совершении юридическим лицом односторонних сделок, например,
таких, как публичное обещание награды, принятие наследства и т.д.
Органы
юридического лица классифицируются по различным основаниям (исполнительные и
контрольно-ревизионные, единоличные и коллегиальные, назначаемые и избираемые и
т.д.).
Назначение
или избрание органов юридического лица осуществляется по правилам,
установленным законом (но не иными правовыми актами) и учредительными
документами. Так, органом унитарного предприятия является
руководитель, который назначается уполномоченным собственником органом (ст. 113
ГК). В уставе общества с ограниченной ответственностью, в частности,
должны быть определены состав и компетенция органов управления обществом
(ст. 89 ГК).
2. Иногда –
в случаях, предусмотренных учредительными документами, – может быть
установлено, что от имени юридического лица могут выступать несколько лиц,
действующих совместно или независимо друг от друга. Например, может быть установлено,
что заключение определенного вида договоров допускается только при
одновременном волеизъявлении генерального директора и финансового директора
общества (соответственно оба этих лица подписывают договор).
3. В
отдельных случаях (крайне редко) ГК предусматривает, что правоспособность
юридического лица реализуется им через своих участников. В частности, согласно
п. 1 ст. 72 ГК каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени
товарищества, если учредительным договором не установлено, что все
его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным
участникам.
4. Лицо,
уполномоченное выступать от имени юридического лица, должно действовать в
интересах юридического лица разумно и добросовестно. Причем эта обязанность
возлагается как на то лицо, которое выступает от имени юридического лица в силу
закона или учредительных документов, так и на членов коллегиальных органов
(наблюдательного совета, правления и т.д.).
На случай
неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности установлена
следующая санкция: такое лицо должно возместить убытки (реальный ущерб и
упущенную выгоду (ст. 15 ГК). Соответствующее требование может быть заявлено
самим юридическим лицом или его участниками (и никем более). Оно может быть
удовлетворено лишь при наличии вины лица. Действия неразумные и (или)
недобросовестные свидетельствуют о вине. И напротив, если действия разумные и
добросовестные, то о вине говорить не приходится (ст. 53, 53.1 ГК)1.
5.
Юридическое лицо может приобретать права и принимать на себя
обязанности не только через свои органы, но и через представителей (п. 1 ст.
182 ГК).
6.
Возникновение прав и появление обязанностей у юридического лица могут быть
обусловлены действиями работников данного юридического лица. Так, юридическое
лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых
(служебных, должностных) обязанностей (ст. 1068 ГК). Возникновение прав и
обязанностей юридического лица происходит также вследствие событий, с которыми
закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых
последствий (п. 1 ст. 8 ГК).
Филиалы и
представительства юридического лица
1. Юридическое
лицо может иметь филиалы и представительства (ст. 55 ГК).
Филиалы и представительства характеризуются рядом следующих признаков:
1. это обособленные подразделения
юридического лица;
2. они располагаются вне места
нахождения юридического лица;
3. они не являются юридическими лицами,
т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и
т.д. У подразделения юридического лица имущество находится лишь в
техническом управлении. Филиалы и представительства не являются субъектами
гражданского права;
4. филиалы и представительства
действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти
обособленные подразделения. Такие положения главным образом рассчитаны на
регулирование «внутренних отношений». В положениях определяются цели и предмет
деятельности филиала или представительства, полномочия руководителя и пр.; в
положении юридическим лицом устанавливаются «правила поведения» своего
подразделения;
5. руководители филиалов и
представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом
юридического лица) и действуют на основании его доверенности. Доверенность
необходима для представительства перед третьими лицами, т.е. требуется для
того, чтобы руководитель подразделения мог выступать от имени юридического лица
(во «внешних отношениях»);
6. представительства и филиалы должны
быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.
2. Филиалы и
представительства отличаются функциями.
Представительство
представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (его
руководитель от имени юридического лица заключает договоры, принимает
исполнение, предъявляет иски и проч.).
Филиал
занимается той же деятельностью, но от представительства он отличается тем,
что, кроме того, он выполняет все функции юридического лица или их часть.
Например, руководитель представительства образовательного учреждения от имени
соответствующего юридического лица заключает договоры об оказании
образовательных услуг, выступает представителем в суде и т.п. Руководитель
филиала того же образовательного учреждения имеет те же полномочия, но филиал
оказывает и образовательные услуги (в том же объеме, что юридическое лицо, или
в меньшем).
3. Указание
в государственном реестре, в учредительных документах юридического лица
имеющихся у него филиалов и представительств, с одной стороны, требуется для
обеспечения публичных интересов (с точки зрения контроля государства за
деятельностью юридического лица, сбора налогов и сборов и т.д.), а с
другой – призвано обеспечить интересы участников гражданского оборота. Вступая
в отношения с юридическим лицом, которое представляет руководитель филиала или
представительства, субъект осознает, что «за филиалом или представительством
стоит» юридическое лицо.
§4. Образование
(учреждение) юридических лиц
1.
Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в
соответствии с нормами ГК (ст. 50.1–52), Закона о регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных
законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При
этом образование юридического лица допустимо только в тех
организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2
ст. 50 ГК) и для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК)1.
В
зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в
процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно
выделяет следующие способы создания юридических лиц:
1)
явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании
юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом
уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за
процессом создания юридического лица через процедуру государственной
регистрации факта создания.
В законе
установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует
представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные)
требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования
соблюдены – производится регистрация. Данный порядок в настоящее время
преобладает в Российской Федерации;
2)
распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании
распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа).
Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий,
учреждений и т.д.;
3)
разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется
разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет
проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и
правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой
организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее
уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой
организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд руб. (п. 4 ч.
1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).
2. В
процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:
1. принятие решения об учреждении
юридического лица;
2. государственная регистрация
юридического лица.
При создании
юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем
единолично. В случае, если юридическое лицо учреждается несколькими
учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно.
В решении об
учреждении юридического лица указываются следующие сведения:
·
об
учреждении юридического лица;
·
об
утверждении его устава;
·
о порядке,
размере, способах и сроках образования его имущества;
·
об избрании
(назначении) его органов;
·
о
результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и
о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица
(только для юридических лиц корпоративного типа) (ст. 50.1 ГК).
3. Принятие
решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением
учредительного документа, который определяет его правовое положение.
Учредительным
документом юридического лица в соответствии с ГК является устав. Исключением
являются хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою
деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую
силу устава (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК).
Учредительным
документом юридического лица в соответствии с ГК выступает устав. Исключение –
хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании
учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (абз. 2 п. 1 ст.
52 ГК). Другим исключением в настоящее время являются государственные
корпорации, которые действуют на основании закона о такой корпорации.
В
учредительных документах должны содержаться сведения о наименовании
юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения,
порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие
сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих
организационно-правовых форм и видов. Сведения, необходимые для включения в
устав юридического лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии
с ГК и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 11
Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества,
помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров,
о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.
В уставе
некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в
силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о
предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях
деятельности коммерческой организации не обязательны для включения в ее устав
(но могут быть, а иногда должны быть включены).
Юридическое
лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых
уставов утверждаются уполномоченным государственным органом. При этом сведения
о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны
включаться в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
При
использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании,
фирменном наименовании и месте нахождения юридического лица указываются только
в ЕГРЮЛ.
Примерами
могут служить Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»,
Государственная компания «Российские автомобильные дороги», Агентство по страхованию вкладов,
Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк),
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и др.
Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность со дня
занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.
4.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным
государственным органом по месту нахождения постоянно действующего
исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии – по месту
нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени
юридического лица без доверенности.
Государственным
органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, является
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы – в отношении
коммерческих организаций.
В отношении
некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступает Министерство
юстиции РФ и его территориальные органы (ст. 13.1 Закона о некоммерческих
организациях); в отношении кредитных организаций– Банк России (ст.
12 Закона о банках и банковской деятельности).
5. Закон о
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает
единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой
формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются
особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий,
религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).
Для
регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы,
исчерпывающим образом определенные законом.
Требования
государственного органа о предоставлении иных документов признается незаконным.
Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный
регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота
через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через
многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.
В
соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица
регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах,
представленных для регистрации, на предмет их достоверности. Таким образом,
проверка документов осуществляется не только по формальному признаку
(соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности).
Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений
действительности должно являться основанием для отказа в регистрации. Например,
одним из оснований для отказа в государственной регистрации является наличие у
регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об
адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа
юридического лица (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей).
Государственная
регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня
представления документов в регистрирующий орган.
6. Сведения
о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для
всеобщего ознакомления. При этом ГК в п. 2 ст. 51 закрепляет принцип публичной
достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо,
действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте –
юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным. Юридическое
лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных,
например, на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от
имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного
исполнительного органа.
Юридическое
лицо освобождается от ответственности перед контрагентом за недостоверность или
недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент
заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные
сведения включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или
иным путем помимо воли юридического лица, например в результате
недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.
Закон о
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит
исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации
юридического лица (п. 1 ст. 23). Отказ в государственной регистрации может быть
оспорен в судебном порядке.
§5. Реорганизация
юридических лиц
1.
Реорганизация юридического лица представляет собой способ прекращения
существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей
(правопреемством) другим лицам. Правопреемство в данном случае является
универсальным, поскольку к вновь созданному юридическому лицу переходят все
права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам,
существующим к моменту реорганизации. Реорганизацию юридического лица допустимо
рассматривать как разновидность одновременно двух процедур: с одной стороны,
реорганизация является одной из возможных форм создания нового юридического
лица; с другой стороны, в результате реорганизации прекращает свою деятельность
(ликвидируется) уже существующее (существующие) юридическое лицо (лица).
Действующее гражданское
законодательство допускает реорганизацию юридического лица в следующих
формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
В результате
слияния из двух или более юридических лиц образуется одно вновь созданное. В
результате присоединения одно или несколько юридических лиц присоединяются к
другому юридическому лицу; деятельность присоединяемых юридических лиц
прекращается.
При
разделении юридическое лицо «расщепляется» на два или более новых юридических
лица; деятельность реорганизуемого юридического лица прекращается. Выделение
предполагает создание одного или нескольких юридических лиц за счет их
выделения из состава реорганизуемого юридического лица без прекращения
последнего. Преобразование характеризуется сменой организационно-правовой формы
юридического лица (допустимые формы преобразования юридических лиц определяются
ГК и другими федеральными законами).
Реорганизация
в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с
момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате
реорганизации.
При
присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается
реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности
присоединенного юридического лица.
2.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется на основании
специального документа – передаточного акта (ст. 59 ГК).
Содержанием
указанного документа является указание на вид и сущность обязательств в
отношении всех кредиторов и должников реорганизуемого юридического лица,
включая обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК).
Следует
учитывать, что правопреемство при реорганизации юридического лица в виде
слияния или присоединения осуществляется автоматически, при этом составление
передаточного акта (а также его содержание) не является обязательным условием,
подтверждающим факт правопреемства. В случае спора в качестве доказательств могут
быть представлены выписки из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица и
документы реорганизованных (прекративших деятельность) юридических лиц,
определяющие соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило
правопреемство (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ № 25).
3.
Допускаются следующие виды реорганизации:
1)
реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм
(абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК). Например, разделение юридического лица может
сопровождаться преобразованием одного из вновь создаваемых субъектов в новую
организационно-правовую форму. Указанные процедуры реорганизации могут
производиться как поэтапно, так и одномоментно;
2) участие в
процедуре реорганизации нескольких (более двух) юридических лиц, в том числе
имеющих различную организационно-правовую форму (смешанная реорганизация).
Подобного рода реорганизация возможна, если ГК или иной специальный закон допускает
преобразование юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в
юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абз. 3п. 1 ст.
57 ГК). Например, слияние акционерного общества, общества с
ограниченной ответственностью и полного товарищества возможно при условии
приобретения вновь образованным юридическим лицом одной из указанных организационно-правовых
форм (п. 1 ст. 68 ГК).
Смешанная
реорганизация и реорганизация, сочетающая различные формы, могут использоваться
одновременно.
4. По общему
правилу реорганизация юридического лица является добровольной и осуществляется
по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица,
уполномоченного на то учредительным документом.
Принудительная
реорганизация юридического лица возможна в случаях, предусмотренных законом, по
решению уполномоченного государственного органа или по решению суда.
Так, коммерческая организация, занимающая доминирующее положение на рынке и
систематически осуществляющая монополистическую деятельность, может быть
реорганизована в форме разделения или выделения одной или нескольких
организаций по решению суда, принятому по иску антимонопольного органа (п. 1
ст. 38 Закона о защите конкуренции).
Также в ряде
случаев реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или
преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных
государственных органов (см. п. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).
5. Принятие
решения о реорганизации юридического лица сопровождается следующими
обязательными процедурами:
1. уведомление регистрирующего органа о
начале реорганизации с указанием ее формы. На основании данного уведомления
происходит внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (лица) находится
в процессе реорганизации;
2. публикация реорганизуемым
юридическим лицом уведомлений о своей реорганизации;
3. письменное уведомление всех
известных кредиторов.
Указанные
процедуры направлены на обеспечение прав кредиторов, которые вправе требовать
от реорганизуемого юридического лица (первоначального должника)
досрочного исполнения обязательства, а в случае невозможности досрочного
исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим
убытков. Подобные требования могут предъявляться исключительно в судебном
порядке.
Однако к
реорганизации юридического лица в форме преобразования не применяется правило
ГК о досрочном (по требованию кредиторов) исполнении обязательств, возникших до
начала процедуры реорганизации. В то же время сохраняется обязанность
юридического лица уведомить налоговый орган о начале реорганизации в течение
трех рабочих дней после даты принятия решения о преобразовании.
6. В целях
защиты кредиторов закон также устанавливает правило о солидарной
ответственности следующих субъектов:
·
органов управления реорганизованных
юридических лиц и самого реорганизованного юридического лица (если кредитор не
получает досрочное исполнение или возмещение убытков);
·
реорганизованного
юридического лица и созданных в результате реорганизации юридических лиц (если
передаточный акт не позволяет установить правопреемника по обязательству либо
активы и обязательства реорганизованных юридических лиц распределены
неравномерно, что существенно нарушает интересы кредитора).
7. Решение о
реорганизации юридического лица может быть признано недействительным в судебном
порядке по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также
третьих лиц, если такое право предоставлено им законом. Основанием для
признания решения о реорганизации юридического лица недействительным может
быть, в частности, нарушение процедуры принятия такого решения, предусмотренной
законом и учредительными документами юридического лица. Последствием такого
признания будет обязанность возмещения убытков кредиторам реорганизованного юридического
лица и его участникам, не голосовавшим или голосовавшим против принятия решения
о реорганизации. Такая обязанность носит солидарный характер и возлагается на
лиц, недобросовестно способствовавших принятию признанного судом
недействительным решения о реорганизации (например, на всех участников общего
собрания акционеров).
Процедура
реорганизации может быть прекращена или приостановлена (с возможностью
возобновления процедур в любой момент) в период до момента государственной
регистрации юридического лица (лиц), создаваемых в результате реорганизации. О
принятии решения об отмене процедуры реорганизации должен быть уведомлен
регистрирующий орган. Уведомление о приостановлении процедуры реорганизации не
требуется.
§6. Ликвидация
юридического лица
1. Под ликвидацией
понимается такой способ прекращения юридического лица, который не
сопровождается переходом прав и обязанностей в порядке универсального
правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).
Ликвидация
юридического лица предполагает как добровольный, так и принудительный
порядок.
Ликвидация
юридического лица в добровольном порядке производится по решению его
учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то
учредительным документом.
Основаниями
для добровольной ликвидации могут быть в том числе истечение срока, на
который создано юридическое лицо, либо достижение целей, ради которых оно было
создано. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда.
Перечень оснований для принудительной ликвидации перечислен в п. 3 ст. 61 ГК,
однако не является исчерпывающим. Иные основания для ликвидации могут
устанавливаться на основании ГК и специальных законов. Например, общество
с ограниченной ответственностью подлежит принудительной ликвидации в
случае, если число его участников превысит установленный законом предел и при
этом не произойдет преобразования в акционерное общество или производственный
кооператив.
Решение о
принудительной ликвидации юридического лица выносится судом по иску
уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления,
а в случае невозможности достижения юридическим лицом уставных целей – по иску
учредителя (участника).
2. Начало
процедуры ликвидации сопровождается обязательным уведомлением регистрирующего
органа о принятом решении. Данная обязанность возлагается на учредителей
(участников) юридического лица либо на орган, принявший соответствующее
решение. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации,
заносятся в ЕГРЮЛ. Для проведения процедуры ликвидации назначается ликвидационная
комиссия (ликвидатор), к которой переходят все полномочия по управлению делами
юридического лица.
3. Сама
процедура ликвидации состоит из нескольких этапов, каждый из которых
сопровождается определенными действиями ликвидационной комиссии или ликвидатора
(ст. 63 ГК).
1.
Размещение в средствах массовой информации сообщения о ликвидации юридического
лица, о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. Срок по
заявлению указанных требований не может быть менее двух месяцев с момента
опубликования сообщения о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия
принимает меры по выявлению известных кредиторов, письменному уведомлению их о
ликвидации юридического лица. Также комиссии предоставлено полномочие на получение
дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица, в том числе в
судебном порядке.
2.
Составление промежуточного ликвидационного баланса, который утверждается
учредителями (участниками) юридического лица либо его органом, принявшим решение
о ликвидации. Содержанием ликвидационного баланса являются сведения об активах
и пассивах ликвидируемого юридического лица (абз. 1 п. 2 ст. 63 ГК).
3. Продажа
имущества ликвидируемого юридического лица при недостаточности для
удовлетворения требований кредиторов имеющихся в активе денежных средств.
По общему правилу имущество ликвидируемого юридического лица подлежит продаже с
публичных торгов.
4. Расчет с
кредиторами в порядке очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК, и в
соответствии с утвержденным ликвидационным балансом.
Вне очереди
удовлетворяются требования, связанные с погашением текущих расходов,
необходимых для осуществления ликвидации.
В первую
очередь удовлетворяются требования граждан о возмещении вреда,
причиненного жизни и здоровью, о компенсации морального вреда, компенсации
сверх возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения норм и правил
строительства и эксплуатации здания, сооружения.
Во вторую
очередь производятся расчеты по трудовым договорам, выплачиваются
вознаграждения по авторским договорам.
В третью
очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и
внебюджетные фонды.
В четвертую
очередь производятся расчеты со всеми остальными кредиторами.
Требования
кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются только после полного
погашения требований кредиторов предыдущей очереди. При недостаточности
имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований всех
кредиторов оно распределяется между кредиторами текущей очереди пропорционально
размерам их требований.
Требования,
обеспеченные залогом, удовлетворяются за счет средств, полученных от
продажи заложенного имущества юридического лица, преимущественно перед всеми
кредиторами (кроме первой и второй очередей, если требования кредиторов данных
очередей возникли до появления залога), а при недостаточности полученных
средств – в составе кредиторов четвертой очереди.
Требования
кредиторов, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества
ликвидируемого юридического лица либо не признанные ликвидационной комиссией,
считаются погашенными.
5.
Составление окончательного баланса; передача имущества, оставшегося после
расчета с кредиторами, учредителям (участникам)
ликвидируемого
юридического лица, имеющим в отношении него обязательственные (например, хозяйственные
товарищества и общества) или вещные (например, унитарные
предприятия) права; либо направление такого имущества на указанные в уставе
цели (например, в отношении фондов, религиозных организаций).
6. Занесение
сведений о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ.
Обнаружение
имущества ликвидированного юридического лица после завершения ликвидации может
повлечь назначение процедуры распределения такого имущества. Соответствующее
заявление может быть подано в суд заинтересованным лицом (например, кредитором
ликвидированного юридического лица) либо уполномоченным государственным
органом. Срок исковой давности по таким требованиям составляет пять
лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.
4. Ликвидационная
комиссия (ликвидатор) несет гражданско-правовую ответственность в
форме возмещения убытков за нарушения, допущенные в процессе своей
деятельности. Ответственность наступает как перед кредиторами, так и перед
учредителями (участниками)
ликвидируемого
юридического лица (ст. 64.1 ГК).
5.
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность
должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам,
о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих
или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей (ст. 2 Закона о банкротстве).
Банкротство
является одной из форм ликвидации юридического лица, которая применяется при
наличии у него признаков банкротства, под которыми понимаются, во-первых,
неплатежеспособность должника (другими словами, его неспособность удовлетворить
требования кредиторов по обязательствам) и, во-вторых, определенный период
существования неплатежеспособности – три месяца с даты, когда соответствующие
обязательства должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).
Правом на обращение в арбитражный суд о признании юридического лица банкротом
обладают как сам должник, так и его кредиторы.
В рамках
дела о банкротстве к должнику (несостоятельному юридическому лицу) могут быть
применены следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее
управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
Под
наблюдением понимается процедура, применяемая к юридическому лицу по
результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании
его банкротом. В рамках наблюдения назначаемый арбитражным судом временный
управляющий производит действия, направленные на анализ финансового состояния
должника, сохранение его имущества и определение размера требований кредиторов.
Временный управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов, на
котором принимается решение о введении следующих процедур банкротства.
Наблюдение вводится на срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления
заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
В рамках
финансового оздоровления назначаемый арбитражным судом административный
управляющий реализует утвержденный арбитражным судом график погашения
задолженности и план финансового оздоровления, содержащий обоснование
возможности исполнения требований кредиторов по обязательствам. В целях исполнения
обязательств должника может предоставляться обеспечение. Финансовое
оздоровление вводится на срок не более двух лет. Результатом проведения
процедуры может быть как определение арбитражного суда о введении следующей
процедуры банкротства, так и определение о прекращении производства по делу
(при отсутствии непогашенной задолженности).
Внешнее
управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено, но не
более чем на шесть месяцев. Данная процедура предполагает введение мер по
восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона о банкротстве).
Полномочия по управлению юридическим лицом передаются внешнему управляющему.
Конкурсное
производство – процедура, вводимая в результате принятия арбитражным судом
решения о признании должника банкротом. Вводится на срок до шести месяцев с
возможностью последующего продления. Конкурсный управляющий, к которому
переходят полномочия по управлению юридическим лицом, принимает меры,
направленные на соразмерное удовлетворение требований кредиторов, в том числе
проводит оценку имущества должника, формирует из него конкурсную массу,
осуществляет поиск и истребование дебиторской задолженности. Требования
кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона
о банкротстве.
На любой
стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы
вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое арбитражным судом и
содержащее положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в
денежной форме.
Юридическое
лицо, признанное несостоятельным (банкротом), следует считать ликвидированным
со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ на основании определения
арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий