вторник, 7 апреля 2020 г.

Спецкурс Вещные права на объекты недвижимости. Лекция.




Лекционный материал, ссылки на электронные ресурсы и домашнее задание к семинарским занятиям будут публиковаться на данном блоге согласно академическому расписанию.



В соответствии с расписанием занятий необходимо выполнять указанные задания в рукописном варианте в тетради. В верхнем правом углу каждой страницы необходимо указать ФИО, курс, № группы. Выполненные задания необходимо отсканировать или сфотографировать и прислать на электронную почту: osmandgu@gmail.com в день семинарского занятия не позже 12 ч. 00 мин. Все присланные работы будут проверены и оценены с занесением оценок в групповой журнал.
ВНИМАНИЕ!!!
ВЫПОЛНЕННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПРИСЛАННОЕ ПОЗЖЕ 12 ч. 00 мин. ДНЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПРОВЕРЯТЬСЯ И УЧИТЫВАТЬСЯ НЕ БУДЕТ!!!





07 апреля 2020 года.



Лекция для студентов гражданско-правового профиля 2 курса ДО по курсу "Вещные права на объекты недвижимости" специальность "юриспруденция" бакалавриат:

Тема 5. Вещные права на земельные участки и иные природные объекты
§ 1. Понятие и особенности права собственности на земельный участок
§ 2. Земельный участок как объект права собственности
§ 3. Содержание права собственности на земельный участок
§ 4. Субъекты права собственности на земельный участок
§ 5. Основания приобретения и прекращения права собственности на земельный участок
§ 6. Ограниченные вещные права на земельные участки
§ 7. Вещные права на иные природные объекты

§ 1. Понятие и особенности права собственности на земельный участок

Вещным правам на земельные участки на сегодняшний день посвящена специальная глава в ГК РФ (гл. 17), а также гл. 3 и 4 ЗК РФ. Согласно проекту Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ предполагается предусмотреть в ГК РФ гл. 19.2 "Право собственности на земельные участки и иные природные объекты".
Право собственности на земельный участок есть субъективное вещное право, представляющее собой обеспеченные законом вид и меру возможного поведения его обладателя (собственника) в отношении принадлежащего ему земельного участка, что позволяет собственнику осуществлять наиболее полное господство над данным природным объектом. Последнее, в свою очередь заключается в правомочиях собственника своей властью и в своем интересе владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности земельным участком, совершая в отношении последнего любые не противоречащие закону действия. Содержание права собственности на земельный участок составляет традиционная для российского права "триада" правомочий, где под правомочием владения понимается основанная на законе возможность иметь земельный участок у себя в хозяйстве; правомочием пользования - возможность эксплуатировать этот земельный участок, извлекая из него полезные свойства; правомочием распоряжения - возможность определять юридическую судьбу земельного участка.
Собственник земельного участка осуществляет принадлежащие ему правомочия по своему усмотрению, и мера возможного поведения собственника в отношении принадлежащего ему объекта является абсолютной и от воли других лиц не зависит. В то же время собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и направлений использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Объясняется это тем, что, во-первых, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью земельного участка к той или иной категории земель, а во-вторых, использование земель необходимо осуществлять способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе и непосредственно самой земле как ценному природному объекту (т.е. с учетом природоохранных требований). Закон запрещает также использование земельного участка (равно как и любого другого имущества) в ущерб интересам других лиц или общества в целом. Кроме того, иные границы правомочия пользования земельным участком могут определяться законом, договором и иными правовыми основаниями (например, завещанием).
Поскольку в Российской Федерации признаются частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 1 ст. 212 ГК РФ), земельный участок может находиться соответственно в собственности граждан и юридических лиц, в собственности Российской Федерации, ее субъектов и в собственности муниципальных образований. В отдельных случаях закон оговаривает те земельные участки, которые могут находиться только в собственности публично-правового образования.
§ 2. Земельный участок как объект права собственности
Объектом права собственности на землю выступает конкретный земельный участок или его часть (ст. 6 ЗК РФ). При этом следует учитывать, что земля выступает объектом права собственности в качестве ограниченного в пространстве земельного участка, границы и местоположение которого устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством о землеустройстве.
На сегодняшний день ЗК РФ определяет земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1). При этом указывается, что земельные участки как объекты гражданских прав образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В законе оговариваются требования, которые предъявляются к образуемым и измененным земельным участкам. Во-первых, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и установленными в соответствии с ним градостроительными регламентами могут определяться предельные (т.е. максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Во-вторых, если на земельный участок не распространяется действие градостроительных регламентов, то предельный размер участка определяется в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами (ст. 11.9 ЗК РФ).
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагается сформулировать понятие земельного участка как объекта права собственности в ГК РФ, определив его как участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учет. Аналогичная норма приводится и в проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ (ст. 289).
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (п. 2 ст. 261 ГК РФ). Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого земельного участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (п. 3 ст. 261 ГК РФ).
Земельный участок как объект имущественных прав обладает свойством оборотоспособности. В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться и переходить от одного к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Ограничения оборотоспособности таких объектов, как земельные участки, установлены ЗК РФ. В частности, в п. 4 ст. 27 Кодекса приводится перечень земельных участков, изъятых из оборота, а в п. 5 этой же статьи - земельных участков, ограниченных в обороте. Оборот же земель сельскохозяйственного назначения регулируется специальным Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Земельный участок является согласно гражданскому законодательству недвижимым имуществом, в связи с чем право собственности на данный объект, его ограничение (обременение), переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Кроме того, земельный участок подлежит еще и специальной регистрации в компетентных органах по земельным ресурсам и землеустройству.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не закрытые для общего доступа, признаются земельными участками общего пользования. На таких землях свободно, без каких-либо разрешений имеют право находиться граждане, которые могут использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (п. 1 ст. 262 ГК РФ). Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным образом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через данный земельный участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Земельный участок как объект права собственности и иных имущественных отношений уникален. В условиях рыночных отношений значимость правового регулирования земельных отношений резко возрастает.
§ 3. Содержание права собственности на земельный участок
Содержание права собственности на земельный участок соответственно составляют правомочие владения, правомочие пользования и правомочие распоряжения земельным участком.
Владение земельным участком есть фактическое обладание, господство лица над данным объектом. Соответственно под правомочием владения земельным участком понимается основанная на законе и охраняемая им возможность субъекта иметь земельный участок у себя в хозяйстве и оказывать какое-либо непосредственное воздействие на этот земельный участок.
Правомочие пользования земельным участком позволяет собственнику использовать (эксплуатировать) земельный участок, извлекать из него какие-либо полезные свойства (размещать на нем постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию, получать плоды от многолетних насаждений на участке и т.п.). По общему правилу плоды, продукция, доходы и иные поступления, полученные в результате использования имущества (в данном случае земельного участка), принадлежат лицу, которое использует его на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества (ст. 136 ГК РФ).
Согласно ст. 40 ЗК РФ собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд в установленном законом порядке не только поверхность земельного участка и почвенный слой, но и имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Однако при осуществлении этих прав необходимо соблюдение градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 1 ст. 263 ГК РФ).
Правомочие распоряжения дает собственнику земельного участка возможность определять его юридическую судьбу, включать этот природный объект в экономический оборот путем совершения с ним различных сделок (купля-продажа, сдача в аренду, передача в доверительное управление, внесение в качестве вклада в уставный капитал коммерческих организаций и др.).
Собственник земельного участка может передать принадлежащие ему правомочия владения и пользования другому физическому или юридическому лицу. Если при этом право собственности на земельный участок сохраняется за его первоначальным обладателем, то владение и пользование в той или иной мере ограничены его волей. Допускается передача правомочия пользования без передачи владения (например, сервитут) и передача правомочия владения без пользования (к примеру, в случае передачи земельного участка на хранение в порядке секвестра). Возможна и одновременная передача правомочий владения и пользования (например, аренда земельного участка). Однако оба эти правомочия зависят от правомочия распоряжения земельным участком, которое в полном объеме принадлежит лишь собственнику последнего.
Право собственности на землю гарантировано Конституцией РФ и защищается законом. Собственник земельного участка может использовать для защиты своего права способы, предусмотренные ст. 12 ГК РФ, а также иные способы защиты, не противоречащие действующему законодательству и не нарушающие права и законные интересы третьих лиц. Также собственник земельного участка вправе истребовать его из чужого незаконного владения в соответствии со ст. ст. 301 и 303 ГК РФ, а также вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
§ 4. Субъекты права собственности на земельный участок
Согласно действующему земельному законодательству земля в Российской Федерации находится в государственной, муниципальной и частной собственности.
Множественность форм собственности на землю впервые была законодательно провозглашена в Законе РСФСР 1990 г. "О земельной реформе" и по сути своей явилась одним из важнейших достижений проводимой в нашей стране земельной реформы, поскольку советский период характеризовался правом исключительной государственной собственности на землю. Физическим и юридическим лицам земельный участок мог быть предоставлен только в пользование, какие-либо сделки в отношении земли и земельных участков были запрещены.
Конституция РФ 1993 г. (ст. 9) определила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В соответствии с действующим гражданским законодательством (п. 4 ст. 212 ГК РФ) права всех собственников (независимо от формы собственности) защищаются равным образом. Таким образом, виды прав на землю определены в отечественном законодательстве "по субъекту", так как Основным Законом государства установлены круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также, в зависимости от субъекта, обладающего правом на землю, - объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
Под субъектом права собственности на землю следует понимать лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на законном основании. При этом физические и юридические лица как субъекты права собственности объединены понятием права частной собственности на землю; субъектами права государственной собственности на землю являются соответственно Российская Федерация и ее субъекты; субъектами права муниципальной собственности на землю - муниципальные образования. Причем именно в зависимости от того, находится земля в собственности физического лица, юридического лица, государства, государственного или муниципального образования, определяются основания приобретения и прекращения права собственности на землю.
Частная собственность на землю представлена в Российской Федерации собственностью физических и юридических лиц. Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Количество и стоимость находящегося в собственности частных лиц имущества законом не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законодательно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Однако отдельные ограничения - в общей площади земельных участков, находящихся в собственности одного гражданина, его родственников и созданных с его участием юридических лиц, - установлены для земель сельскохозяйственного назначения.
В частной собственности - собственности физических и юридических лиц - находятся земельные участки, приобретенные названными субъектами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15 ЗК РФ). Согласно действующему земельному законодательству физические и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность частных лиц могут быть предоставлены практически любые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением лишь тех, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Однако закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлен запрет на приобретение в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Собственниками земельных участков могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, за которыми земельные участки закрепляются на началах ограниченных вещных прав. Отдельные юридические лица, хотя и являются собственниками приобретенных ими земельных участков, могут использовать последние только для целей, предусмотренных их учредительными документами (в частности, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др.).
Гражданин или юридическое лицо - собственник земельного участка обладает полным объемом правомочий собственника и по своему усмотрению осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения земельным участком. Собственник земельного участка вправе владеть земельным участком, самостоятельно хозяйствовать на нем, использовать участок, а также имеющиеся на нем общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, с соблюдением требований законодательства возводить на своем земельном участки объекты недвижимости и пр.
Собственник должен использовать земельный участок в соответствии с его назначением, рационально и эффективно. Он вправе по своему усмотрению совершать любые действия в отношении земельного участка и обязан при этом, во-первых, соблюдать требования действующего законодательства, во-вторых, не нарушать права и законные интересы других пользователей и иных лиц. Кроме того, его действия не должны наносить вред окружающей среде.
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение же государственной собственности на землю на федеральную собственность (собственность Российской Федерации), собственность государственных образований (собственность субъектов Российской Федерации) и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность), ранее осуществлявшееся в соответствии с утратившим в настоящее время силу Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю", теперь основывается на положениях ЗК РФ. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если иное не предусмотрено законодательством (п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Российская Федерация как государство может участвовать в земельных отношениях, во-первых, в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, поименованные в ст. ст. 9 - 10 ЗК РФ, во-вторых, в качестве собственника земельных участков. Причем, выступая в гражданском обороте во втором качестве (собственника земельных участков), государство по своему правовому статусу приравнивается к другим участникам имущественных отношений - физическим и юридическим лицам, так как обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков (в соответствии со ст. 124 ГК РФ).
Государственная собственность на землю в Российской Федерации подразделяется соответственно на федеральную собственность (собственность Российской Федерации) и на государственную собственность субъектов Российской Федерации (собственность республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения). При этом от имени Российской Федерации и от имени ее субъектов права собственника земельного участка осуществляют соответствующие органы государственной власти (в пределах их компетенции). В частности, от имени Российской Федерации права собственника земельных участков (по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В отдельных случаях, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами, от имени собственника - государственного образования могут выступать государственные и муниципальные органы, а также граждане и юридические лица (ст. 125 ГК РФ).
В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся: 1) земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; 2) земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) земельные участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. При этом в федеральной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность (собственность физических и юридических лиц) по основаниям, предусмотренным законом.
В собственности субъектов Российской Федерации находятся: 1) земельные участки, признанные таковыми федеральными законами; 2) земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) земельные участки, приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 18 ЗК РФ). Так, в собственности субъектов Российской Федерации, при условии, что они не предоставлены в частную собственность физических и юридических лиц, могут находиться: а) земельные участки, занятые недвижимым имуществом, находящимся соответственно в собственности субъектов РФ; б) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; в) земельные участки, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель; г) земельные участки, занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.
Российская Федерация и ее субъекты как собственники земельных участков осуществляют управление и распоряжение такими объектами, непосредственное же владение и пользование находящимися в государственной собственности земельными участками осуществляют физические и юридические лица, которым последние предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение или в аренду.
Муниципальной собственностью признаются земельные участки, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от формы собственности и целей назначения.
В муниципальной собственности согласно земельному законодательству (ст. 19 ЗК РФ) находятся: 1) земельные участки, признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации; 2) земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; 3) земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством. При этом в муниципальной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц.
В действующем российском законодательстве оговаривается также, что в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут на безвозмездной основе передаваться земли, находящиеся в государственной собственности (в собственности Российской Федерации и ее субъектов), в том числе и за пределами границ муниципальных образований. Однако в таких субъектах Российской Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, земельные участки при разграничении государственной собственности на землю в муниципальную собственность не передаются, так как право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах возникает при передаче соответствующих земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.
Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления. В отдельных случаях, предусмотренных законом, данные правомочия могут осуществлять иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления.
Специальные правила предусматривает законодатель в отношении субъектов - обладателей прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, что обусловлено особым назначением таких земель.
В ст. 78 ЗК РФ в качестве субъектов прав на сельскохозяйственные земли называются: 1) граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; 2) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации; 3) некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации; 4) казачьи общества; 5) опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; 6) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Перечисленные выше субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения не исчерпывают перечня субъектов, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков данной категории земель. Большие площади таких земель могут находиться в ведении государственных и муниципальных органов. Это - земли запаса, земли, приобретенные ими в собственность или переданные после прекращения прав прежних владельцев, пользователей и собственников, в том числе в порядке конфискации.
Все субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения должны обладать общей, а некоторые специальной право- и дееспособностью. Так, все юридические лица, исключая, разумеется, органы государственной и муниципальной власти, должны быть предприятиями, учреждениями, организациями сельскохозяйственного профиля, что фиксируется в их уставе.
§ 5. Основания приобретения и прекращения права собственности на земельный участок
Право собственности на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным гл. 2 ГК РФ, а также иными федеральными законами. Общие основания приобретения права собственности (в том числе в отношении земельного участка) установлены ст. 218 ГК РФ; иные основания возникновения права собственности на земельный участок предусмотрены ЗК РФ.
Право частной собственности на земельный участок возникает по следующим основаниям: 1) из договоров и иных гражданско-правовых сделок (в частности, купли-продажи, мены, дарения, ренты); 2) из соответствующих актов государственных и муниципальных органов; 3) из судебных решений об установлении права собственности на землю; 4) в результате приобретения земельного участка в порядке наследования; 5) в результате приобретения земельного участка по иным законным основаниям; 6) вследствие наступления событий, с которыми закон связывает определенные правовые последствия.
В качестве одного из оснований приобретения права частной собственности на землю закон допускает приватизацию земельных участков. При этом исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также иными федеральными законами (в частности, Федеральными законами "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и "О приватизации государственного и муниципального имущества" (ст. 28)).
Особо оговорены законодателем случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на землю. Во-первых, в основании возникновения права государственной или муниципальной собственности на землю может лежать нормативный правовой акт. Во-вторых, это может быть решение соответствующего государственного (муниципального) органа о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ). В-третьих, в случае нарушения собственником земельного участка земельного или иного законодательства на основании соответствующего судебного решения возможно принудительное прекращение права частной собственности на земельный участок путем его изъятия (ст. 44 ЗК РФ), конфискации (ст. 50 ЗК РФ) или реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Кроме того, по решению суда право государственной или муниципальной собственности может возникнуть на бесхозяйный земельный участок.
ЗК РФ выделяет главным образом три основания возникновения права государственной и муниципальной собственности на землю:
1) специальное указание в федеральном законе (законе субъекта Российской Федерации - для муниципальной собственности) на принадлежность земельных участков. Так, к примеру, согласно ст. 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" к федеральной собственности относится государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий;
2) принятие Правительством РФ актов об утверждении перечней земельных участков, на которые право собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает при разграничении государственной собственности на землю, а также вступление в законную силу судебных решений по спорам, связанным с разграничением права государственной собственности на землю в соответствии с земельным законодательством. Такие перечни земельных участков подготавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям, а после утверждения таких перечней земельных участков Правительством РФ сведения о включенных в них земельных участках вносятся в документы государственного земельного кадастра;
3) приобретение земельных участков Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями в результате совершения гражданско-правовых сделок с другими участниками гражданского оборота, в порядке наследования от граждан и по иным гражданско-правовым основаниям.
Также в государственной или муниципальной собственности находятся не предоставленные в частную собственность физических и юридических лиц участки из земель, специально указанных непосредственно в ЗК РФ.
Кроме того, в государственную или муниципальную собственность поступают земельные участки, выкупленные у собственников соответственно для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ), а также реквизированные и конфискованные земельные участки (ст. ст. 50, 51 ЗК РФ). Земли, национализированные в установленном законом порядке, также поступают в государственную собственность (ст. 235 ГК РФ), а бесхозяйные земельные участки становятся муниципальной собственностью (ст. 225 ГК РФ).
Прекращено право собственности на земельный участок может быть только по тем основаниям и в том порядке, которые предусмотрены непосредственно законом.
В соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается, во-первых, при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, во-вторых, при отказе собственника от права собственности на земельный участок, в-третьих, в силу принудительного изъятия у собственника земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом принудительное изъятие земельного участка у собственника допускается только по основаниям, предусмотренным непосредственно законом: 1) при обращении взыскания на земельный участок по обязательствам; 2) при отчуждении земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу; 3) при реквизиции земельного участка; 4) при конфискации земельного участка; 5) при невозможности выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе на основании ст. 252 ГК РФ; 6) в случае признания на основании судебного решения права собственности на земельный участок за собственником недвижимости согласно п. 2 ст. 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами; 7) в случае выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
§ 6. Ограниченные вещные права на земельные участки
Земельный участок как объект права собственности и иных имущественных отношений уникален. В условиях рыночных отношений значимость правового регулирования земельных отношений резко возрастает. Злободневность данной темы для практики очевидна. К примеру, до сих пор нет ясности в вопросе о содержании таких вещных прав в отношении земельных участков, как право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения, нет единообразия и в понимании земельного сервитута, что, несомненно, является поводом для многочисленных научных дискуссий.
Согласно действующему законодательству земельные участки могут принадлежать и несобственнику - на ином, нежели право собственности, легитимном основании. Среди таких легитимных оснований, кроме права собственности, ГК РФ называет право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. ст. 216, 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. ст. 216, 268), сервитуты (ст. ст. 216, 274, 277); ЗК РФ - право постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20), право пожизненного наследуемого владения (ст. 21), право аренды (ст. 22), право безвозмездного срочного пользования (ст. 24) и право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23). Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет в отношении земельного участка правомочия владения, пользования и некоторого распоряжения на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником земельного участка.
Проект Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ предлагает дополнить Кодекс статьей о правах на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками, и предусмотреть в ней, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ. При этом лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет права владения и пользования или права пользования земельным участком на условиях и в пределах, предусмотренных законом или договором с собственником. Однако перечень каких-либо прав в данной статье (ст. 293) не приводится.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
Такой правовой институт, как право пожизненного наследуемого владения земельным участком, был введен в отечественное законодательство еще в 1990 г. Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком представляет собой ограниченное вещное право в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, т.е. определенные вид и меру возможного поведения субъекта - обладателя данного права - в отношении соответствующего земельного участка, передаваемое по наследству.
Статьей 265 ГК РФ определено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно ст. 21 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного Кодекса не допускается. Но право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
В соответствии с гражданским законодательством гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности (ст. 266 ГК РФ).
Что касается распорядительных действий, то по общему правилу, предусмотренному п. 3 ст. 264 ГК РФ, владелец земельного участка, не являющийся его собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом. Не допускает каких-либо распорядительных действий со стороны владельца в отношении земельного участка, находящегося у него на праве пожизненного наследуемого владения, и ЗК РФ. Единственным исключением в отношении распорядительных полномочий владельца является его право передать принадлежащее ему право пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству (ст. 267 ГК РФ).
Переход права пожизненного наследуемого владения на земельный участок осуществляется в результате наследования в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследовании и подлежит государственной регистрации, которая производится на основании свидетельства о праве на наследство в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 1181 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, принадлежавшее наследодателю, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных законодательством о наследовании. При наследовании права пожизненного наследуемого владения земельным участком (равно как при наследовании земельного участка) по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком представляет собой ограниченное вещное право в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и означает определенные вид и меру возможного поведения субъекта - обладателя данного права - в отношении соответствующего земельного участка. Данное право предоставляет его обладателю возможность (право) извлекать из земельного участка его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли. При этом конкретный срок такого использования земельного участка не устанавливается, право пользования в этом случае бессрочно.
Действующим земельным законодательством предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются отдельным видам юридических лиц - государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
После введения в действие ЗК РФ гражданам и другим не названным в законе юридическим лицам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до установленного срока в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
Субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляет владение и пользование этим земельным участком в пределах, установленных законом, иными нормативными правовыми актами и актом о предоставлении земельного участка в пользование (соответствующее решение уполномоченного государственного или муниципального органа). Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, в отношении которых такой пользователь приобретает право собственности (п. 2 ст. 269 ГК РФ).
Распоряжаться земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни гражданин, ни юридическое лицо не вправе, поскольку ст. 270 ГК РФ, предоставлявшая пользователю право передавать земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка, признана утратившей силу <1>. Однако в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (п. 3 ст. 268 ГК РФ).
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Предусмотренное ГК РФ право ограниченного пользования чужим земельным участком - сервитут представляет собой своего рода право одного лица пользоваться недвижимым имуществом другого лица в установленном или оговоренном объеме.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 ГК РФ). Однако обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника этого участка принадлежащих ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственным земельным участком.
Поскольку сервитут отнесен к числу вещных прав, он наделяется законом правом следования, а также для него является характерным, что он защищается теми же гражданско-правовыми способами, что и иные вещные права (например, виндикационный иск).
Субъектами сервитута следует считать собственников имущества, обремененного сервитутом, с одной стороны, и лиц, осуществляющих право сервитута - с другой. Это могут быть как граждане, так и юридические лица.
ЗК РФ предусматривает два вида земельных сервитутов - публичный и частный.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения на земельном участке дренажных работ; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) свободного доступа к прибрежной полосе. При этом срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, то соответственно собственник земельного участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случае если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством на основании соответствующего согласования между собственником земельного участка и лицом, заинтересованным в установлении сервитута. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
По сути своей сервитут бессрочен, он существует до отпадения оснований его установления. По действующему законодательству земельный сервитут может быть срочным или постоянным. Земельные сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 27).
По общему правилу сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, им обремененный, другому лицу. В то же время сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может предоставляться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимости, для обеспечения использования которой и был установлен сервитут.
Сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка в связи с отпадением оснований, по которым был установлен такой сервитут. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, может в судебном порядке требовать прекращения сервитута, если обремененный земельный участок не может использоваться по прямому его назначению.
Авторы Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации полагают, что имеющегося нормативного регулирования сервитутов в тексте ГК РФ недостаточно, главным образом вследствие отсутствия определения содержания сервитутов. По их мнению, содержание каждого сервитута должно быть хотя бы укрупненно раскрыто непосредственно в ГК РФ.
В качестве возможных сервитутов предлагается предусмотреть следующие: а) сервитуты перемещения или доступа на чужой участок для прохода, проезда, прогона скота, перевозки груза и т.п.; б) коммунальные сервитуты; в) строительные сервитуты (для строительства с использованием чужого здания или чужого земельного участка); г) сервитуты для пользования участком недр; д) сервитуты мелиорации. Говорится и об общем делении сервитутов на положительные (когда сервитут состоит в обязании собственника служащей вещи пассивно претерпевать воздействие на его вещь со стороны сервитуария) и отрицательные (когда предполагается совершение активных действий собственником служащей вещи в случаях, прямо предусмотренных законом).
Проектом Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ предлагается дополнить Кодекс гл. 20.2 "Сервитут" и закрепить в ней в первую очередь понятие сервитута: земельный участок, здание, строение или сооружение (служащая вещь) могут быть обременены правом ограниченного пользования управомоченного лица (сервитутом) для осуществления принадлежащего этому лицу права собственности на земельный участок, здание, строение или сооружение, в том числе незавершенные строительством (господствующая вещь), если использование такого земельного участка, здания, строения или сооружения по назначению невозможно без установления сервитута.
Также предлагается определить содержание сервитута, предусмотрев в ст. 301.1, что в силу сервитута собственник господствующей вещи имеет право самостоятельно пользоваться служащей вещью (положительный сервитут) и (или) запрещать собственнику служащей вещи пользоваться такой вещью определенным образом (отрицательный сервитут).
Иные имущественные права на земельные участки
Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает наряду с названными выше ограниченными вещными правами на земельные участки и иные имущественные права, в частности право безвозмездного срочного пользования земельным участком и право аренды земельного участка. Хотя данные права и не именуются в ЗК РФ вещными, названы они в гл. 4 Кодекса наряду с ограниченными вещными правами на земельные участки и в них, безусловно, присутствуют некоторые вещно-правовые признаки.
Право безвозмездного срочного пользования земельным участком представляет собой право его обладателя на безвозмездной и срочной основе извлекать из земельного участка его полезные свойства. От права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком данное право отличается наличием срока использования (так как это временное пользование), от права аренды - отсутствием платы за пользование земельным участком.
Согласно положениям действующего земельного законодательства в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться следующие земельные участки. Во-первых, из числа земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) на срок не более чем один год. Во-вторых, из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора. В-третьих, из земель отдельных видов организаций, названных ниже, гражданам в виде служебного надела. В частности, служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. При этом категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В-четвертых, из числа земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. В-пятых, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости. В-шестых, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных ЛК РФ.
Таким образом, ЗК РФ предусматривает три вида безвозмездного срочного пользования земельным участком в зависимости от того, кому принадлежит предоставляемый в пользование земельный участок: 1) публичным правовым образованиям (государству, государственным и муниципальным образованиям); 2) физическим и юридическим лицам; 3) организациям отдельных видов отраслей, работники которых имеют право на служебные наделы. При этом для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, срок безвозмездного пользования устанавливается законом; для земельных участков, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, - соответствующим договором, а в отношении служебных земельных наделов срок пользования зависит от продолжительности трудовых отношений.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование могут быть предоставлены только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также государственным и муниципальным органам на основании акта соответствующего органа исполнительной власти.
Земельные участки, находящиеся в частной собственности физических и юридических лиц, могут предоставляться другим физическим и юридическим лицам на основании соответствующего договора (гл. 36 ГК РФ). Однако при этом следует учитывать законодательный запрет на передачу коммерческой организацией любого имущества (в том числе земельных участков) в безвозмездное пользование лицу, являющемуся его учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).
Предоставление организациями служебных земельных наделов своим работникам на праве безвозмездного срочного пользования предусмотрено законодателем только для отдельных отраслей экономики, в частности для транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников данных отраслей, имеющих право на получение служебных земельных наделов, а также условия предоставления таких наделов должны устанавливаться законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов. Однако до принятия соответствующих законодательных актов сохраняют силу ранее принятые акты в этой области.
Право аренды земельного участка предусмотрено ст. 22 ЗК РФ. Аренда земельных участков осуществляется на основании соответствующего договора аренды, предусмотренного гражданским законодательством (гл. 34 ГК РФ). Особенности аренды земельных участков установлены земельным законодательством, в частности ЗК РФ.
Действующее земельное законодательство позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.
Собственники земельных участков могут предоставить их в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Исключение из этого правила составляют земельные участки, изъятые из оборота, поскольку заняты находящимися в федеральной собственности следующими объектами (п. 4 ст. 27 ЗК РФ): 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ); 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций Федеральной службы безопасности РФ; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
Согласно Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет (п. 1 ст. 9). Кроме того, названным Законом установлено и правило о том, что в аренду не могут сдаваться доли в праве общей собственности на земельный участок из числа земель сельскохозяйственного назначения.
Срок аренды земельного участка не является существенным условием договора, ввиду чего договор аренды такого участка может заключаться на определенный и неопределенный срок, т.е. без указания в договоре конкретного срока его действия. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды земельного участка на новый срок, за исключением случаев, специально оговоренных ЗК РФ (п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36, ст. 46).
Закон может оговаривать максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды земельных участков или для аренды отдельных видов земельных участков. Так, в частности, согласно п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. В аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ земельный участок может быть передан в соответствии с п. 7 ст. 22 ЗК РФ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.
Максимальный срок установлен законодателем и для аренды участка из числа земель сельскохозяйственного назначения; он составляет 49 лет (ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Что касается государственной регистрации договора аренды земельного участка, то такой регистрации подлежит договор аренды и субаренды земельного участка, заключенный на срок более одного года. Если же договор аренды или субаренды земельного участка заключается на срок до одного года, то такие договоры в соответствии со ст. 26 ЗК РФ государственной регистрации не подлежат, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются соглашением сторон непосредственно в договоре аренды. В то же время общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Арендатор земельного участка осуществляет в отношении полученного по договору земельного участка правомочия владения и пользования. При этом плоды, продукция и доходы (к примеру, выращенная сельскохозяйственная продукция и др.), полученные арендатором в результате использования арендованного земельного участка, являются его собственностью.
Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права в отношении земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключения нового договора аренды земельного участка не требуется.
Арендатор земельного участка, опять же за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.
При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 1 ст. 36).
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. п. 4 и 5 ст. 22 ЗК РФ, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
По общему правилу земельные участки, изъятые из оборота, не могут быть переданы в аренду. Однако исключения из данного правила могут быть установлены федеральным законом.
Право постоянного владения и пользования (эмфитевзис) и право застройки (суперфиций)
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предлагается расширить круг ограниченных вещных прав на земельные участки, не ограничиваясь только правом собственности и правом аренды. При этом предлагается закрепить непосредственно в ГК РФ две базовые модели вещных прав на земельные участки: право постоянного владения и пользования (эмфитевзис), предполагающее широкие возможности использования свойств природного объекта с сохранением его субстанции; право застройки (суперфиций), предполагающее изменение правообладателем свойств и качеств земельного участка, прежде всего возведение на нем различных сооружений. Обе модели данных прав предоставляют их обладателям правомочия владения и пользования земельным участком.
Право постоянного владения и пользования (эмфитевзис) предназначено прежде всего для ведения на земельном участке сельскохозяйственного производства. Содержание этого права составляют правомочия владения и пользования земельным участком с извлечением плодов и доходов, поступающих в собственность обладателя вещного права.
В качестве признаков данного вещного права указывается на бессрочность (однако соглашением сторон срок может быть установлен, но не менее 50 лет), отчуждаемость (переход в порядке сингулярного или универсального правопреемства) и платность. Основанием возникновения эмфитевзиса является договор.
В проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ предлагается предусмотреть в гл. 20 право постоянного владения и пользования и рассматривать его как право владения и пользования чужим земельным участком (иным природным объектом) для целей ведения сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, организации рыболовства, рыбоводства, охоты, создания особо охраняемых территорий и геологических объектов, а также для иных целей, предусмотренных законом, достижение которых связано с использованием природных свойств и качеств земельного участка или иного природного объекта. Возникает данное право на основании соответствующего договора.
У обладателя такого права соответственно в отношении земельного участка два правомочия - владение и пользование; право распоряжения земельным участком сохраняет за собой его собственник.
Субъект права постоянного владения и пользования земельным участком обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не допуская ухудшения качественных характеристик земельного участка, а в случае, установленном договором, - осуществлять улучшения земельного участка. Кроме того, он обязан вносить установленную плату за право постоянного владения и пользования земельным участком. Плоды, продукция и доходы, полученные от использования земельного участка, поступают в собственность субъекта данного вещного права.
Субъект права постоянного владения и пользования земельным участком может распорядиться принадлежащим ему правом. Так, в частности, допускается отчуждение права постоянного владения и пользования земельным участком или передача его в залог, в том числе продажа с публичных торгов. Земельный участок, в отношении которого субъект наделен правом постоянного владения и пользования, может быть сдан им в аренду (на срок не более 5 лет).
Право постоянного владения и пользования переходит в порядке универсального правопреемства при реорганизации юридического лица и по наследству.
Право застройки (суперфиций) предполагается предусмотреть для случаев, когда земельный участок используется для строительства на нем различного рода объектов с их последующей эксплуатацией. Содержание права застройки составляют правомочия владения и пользования - как в отношении земельного участка, так и в отношении находящихся (возведенных) на нем зданий и сооружений. По общему правилу здания и сооружения, возведенные на земельном участке, который обременен правом застройки, признаются собственностью собственника земельного участка. В течение срока действия права застройки суперфициар вправе изменять и сносить указанные здания и сооружения, а также возводить новые. По истечении срока действия права застройки здания и сооружения вместе с земельным участком остаются у собственника земельного участка без какой-либо компенсации суперфициару.
Указывается на такие основные свойства права застройки, как срочность (срок может составлять от 50 до 100 лет), отчуждаемость (переход в порядке сингулярного или универсального правопреемства) и платность; основанием возникновения права застройки является договор.
При закреплении в российском законодательстве права застройки следует изменить подход, при котором арендатор земельного участка приобретает право собственности на возведенные на таком участке здания и сооружения. Арендатор земельного участка должен приобретать лишь право аренды на возведенные им на земельном участке здания и сооружения, что является продолжением конструкции "единого объекта". В противном случае возникнет парадоксальная ситуация, при которой обладатель обязательственного права на земельный участок (арендатор) приобретет "более сильное" право в отношении расположенных на земельном участке строений, нежели обладатель вещного права на земельный участок (суперфициар). Однако в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на определенный период могут быть установлены иные переходные положения.
В проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ предлагается предусмотреть право застройки земельного участка в гл. 20.1 и рассматривать его как право возведения здания или сооружения на чужом земельном участке. При этом такое право может быть предоставлено только лицу, которому соответствующий земельный участок принадлежит на праве постоянного владения и пользования. Возникает право застройки на основании договора об учреждении права застройки.
Как и субъект права постоянного владения и пользования, субъект права застройки наделен в отношении земельного участка двумя правомочиями - владения и пользования; право распоряжения земельным участком сохраняет за собой его собственник.
Субъект права застройки обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием для возведения зданий и сооружений и их эксплуатации, а также вносить установленную договором плату за право застройки.
В пределах, предусмотренных договором об учреждении права застройки, субъект права застройки вправе изменять объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке, - реконструировать их, сносить и возводить новые. Более того, он обязан возвести на земельном участке здания и сооружения в сроки, установленные договором об учреждении права застройки. Право собственности на возведенные на основании права застройки объекты (здания и сооружения) в течение срока действия данного вещного права принадлежит субъекту права застройки, а после прекращения права застройки поступает в собственность собственника земельного участка.
Субъект права застройки может распорядиться своим правом, поскольку право застройки может быть им отчуждено или передано в залог.
§ 7. Вещные права на иные природные объекты
Говоря об иных природных объектах, в том числе применительно к вещным правам, речь в первую очередь следует вести о водных и лесных объектах, а также об участках недр. Отечественный законодатель в вопросе отнесения таких объектов к числу вещных прав не всегда последователен: то называет водные и лесные объекты в числе объектов вещных прав, то исключает их из круга таковых. Но и в том и в другом случае возникает целый ряд вопросов и оговорок.
Водный кодекс РФ, действовавший до 1 января 2007 г., предусматривал наряду с правом собственности (ст. ст. 31 - 40) и ограниченные вещные права на водные объекты - право долгосрочного и краткосрочного пользования (ст. 42), право ограниченного пользования (водный сервитут) (ст. 43).
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могли быть предоставлены физическим и юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Право краткосрочного пользования водным объектом могло быть установлено на срок до трех лет, а право долгосрочного пользования - от трех до двадцати пяти лет и могло быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" водопользователи сохраняют право долгосрочного и краткосрочного пользования водным объектом на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Право ограниченного пользования водным объектом допускалось в двух формах - в форме публичного или частного водного сервитута. Публичный водный сервитут означал, что каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законом. Правилами о частном водном сервитуте предусматривалось, что в силу договора права лиц, которым водный объект предоставлен в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц. Водные сервитуты могли устанавливаться для забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств, для водопоя и прогона скота, для использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.
Все случаи установления водных сервитутов по своему характеру являлись разновидностями осуществления права общего водопользования. Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств осуществлялось без получения лицензии на водопользование. Поэтому для осуществления водных сервитутов получения лицензии на водопользование не требовалось.
С введением в действие с 1 января 2007 г. действующего Водного кодекса РФ законодатель более не говорит применительно к водным объектам о вещных правах, не упоминает вовсе и о водных сервитутах. Тем самым о вещных правах речь следует вести применительно не к водным объектам, а к земельному участку, занятому тем или иным водным объектом (в частности, прудом или обводненным карьером).
По общему правилу водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключение составляют случаи, предусмотренные законом.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Такие водные объекты могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. При этом отчуждение таких объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены, не допускается.
В проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ под водным объектом как объектом права собственности понимается покрытый водами участок земель водного фонда в пределах береговой линии, прошедший государственный кадастровый учет. Береговая линия водного объекта определяется в соответствии с водным законодательством. Что касается поверхностных вод и покрытых ими земель, не отнесенных к землям водного фонда, то они не образуют водного объекта и являются частью земельного участка, в границах которого находятся. Соответственно, к такому земельному участку применяются правила ГК РФ о праве собственности на земельные участки.
Действовавший до 1 января 2007 г. Лесной кодекс РФ помимо права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд (ст. 18), предусматривал также право ограниченного пользования участками лесного фонда и лесами, не входящими в лесной фонд (публичный и частный лесные сервитуты) (ст. 21), право аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования участками лесного фонда и лесами, не входящими в лесной фонд (ст. 22).
Названным выше законодательным актом признавалось, что лесной фонд находится в федеральной собственности - собственности Российской Федерации. Гражданам и юридическим лицам участки лесного фонда предоставлялись в пользование, и право пользования лесным фондом могло быть общим и специальным. Примером права общего пользования лесным фондом служил публичный сервитут, выраженный в праве граждан на свободное пребывание в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах и предусмотренный ст. 86 ЛК РФ.
Следует заметить, что понятие "лесной сервитут", под которым подразумевается право ограниченного пользования объектом лесных отношений, впервые было закреплено ст. 21 ЛК РФ по аналогии с водными сервитутами, предусмотренными ранее действовавшим ВК РФ. Однако понятие "лесной сервитут", впрочем, как и "водный сервитут", не совпадало с классическим понятием сервитута, сформированным еще в римском частном праве. С введением же в действие действующего ныне ЛК РФ лесные сервитуты, так же как и водные, прекратили свое существование в качестве самостоятельного правового института.
В соответствии с ранее действовавшим лесным законодательством право пользования лесным участком могло осуществляться путем передачи такого участка в аренду, в безвозмездное пользование, в краткосрочное пользование, а также посредством заключения договора концессии.
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязывался предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от года до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставлялись в аренду по результатам лесных конкурсов, а добытые в соответствии с заключенным договором аренды лесные ресурсы (продукция) становились собственностью арендатора. Субаренда участков лесного фонда не допускалась.
По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязывались предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном ст. 130 ЛК РФ, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставлялись в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции. Так, в частности, согласно ст. 130 ЛК РФ участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могли быть предоставлены сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения собственных потребностей такой организации в древесине и других лесных ресурсах.
Участки лесного фонда могли быть предоставлены в краткосрочное пользование на срок до года по результатам лесного аукциона или на основании решения федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. В частности, на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставлялись лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на данной территории.
Предусматривал ЛК РФ и возможность заключения договора концессии участка лесного фонда, по которому одна сторона обязывалась предоставить другой стороне на срок от года до 99 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. Как правило, на основании такого договора в пользование предоставлялись участки лесного фонда, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию.
Введенный в действие с 1 января 2007 г. Лесной кодекс РФ в отношении лесных объектов называет наряду с правом собственности на лесные участки также право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков и право безвозмездного срочного пользования лесными участками. В соответствии со ст. 8 Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы же собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Иные права в отношении лесных участков, названные в ст. 9 Кодекса, возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях <2> и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
В проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ лесные объекты не рассматриваются как самостоятельные объекты вещных прав. Речь в нем идет лишь о земельных участках лесного фонда, собственники которых осуществляют владение, пользование и распоряжение таким участком в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Земельные участки лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду или в безвозмездное срочное пользование для использования лесов. Виды использования лесов определяются законом.
В проекте Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ в статье "Право собственности на участки недр" предлагается определение участка недр как объекта права собственности. Таковым признается участок, представляющий собой геометризованный блок недр, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учет. Право собственности на такие объекты устанавливается в соответствии с Законом о недрах.
В соответствии с действующим законодательством о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодатель оговаривает, что участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога, а также не могут отчуждаться в иной форме. Право пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации указывается, что вещные права на такие природные объекты, как участки недр и водные объекты, должны быть принципиально едиными с вещными правами на земельные участки. Перечень, субъекты, объекты и содержание соответствующих прав должны быть закреплены в ГК РФ, хотя публично-правовые ограничения, касающиеся этих прав, могут быть установлены кодексами и законами об отдельных видах природных объектов.
На водные объекты и участки недр авторы Концепции предлагают распространить право застройки (суперфиций) и право постоянного владения и пользования (эмфитевзис).
В частности, применительно к водным объектам суперфиций может найти применение при предоставлении водных объектов для строительства гидротехнических и иных сооружений, а в эмфитевзис водные объекты (так называемые рыбопромысловые участки) могут передаваться, например, для целей организации промышленного рыболовства.
В законодательстве о недрах, по мнению разработчиков Концепции, модель ограниченных вещных прав может быть распространена лишь на участки недр, предоставленные для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Так, суперфиций возможен при предоставлении участка недр для строительства долговременных подземных сооружений (например, тоннелей метро), а в эмфитевзис участок недр может предоставляться, к примеру, для образования особо охраняемых геологических объектов при условии установления ограничений отчуждения данного права третьим лицам (геологические заповедники, памятники природы и т.п.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий