пятница, 28 ноября 2025 г.

Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат (ускоренники) 2 курс ДО

                  28 ноября 2025 года

Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат (ускоренники):
1) для  2 курса ДО: 
Тема 20. Общие положения о договоре
Вопросы по теме: 1-9.
Задачи №2-6.


Изучите вопросы. Решите задачи.










Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат 2 курс ДО

                                         28 ноября 2025 года

Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат:
1) для  2 курса ДПО: Тема 10. Защита гражданских прав
Вопросы по теме: 1-9.

Задачи №1, 3, 5, 8, 10
Изучите вопросы. Решите задачи.








Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат 2 курс ДО

                                          28 ноября 2025 года

Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат:
1) для  2 курса ДПО: Тема 9. Представительство и доверенность
Вопросы по теме: 1-3.4.

Задачи №1, 4, 6, 7, 10
Изучите вопросы. Решите задачи.







понедельник, 24 ноября 2025 г.

Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат (ускоренники) 2 курс ДО

                 24 ноября 2025 года

Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат (ускоренники):
1) для  2 курса ДО: 
Тема 23. Обеспечение исполнения обязательств
Вопросы по теме: 1-8.
Задачи №2, 4, 6, 8, 10


Изучите вопросы. Решите задачи.













пятница, 21 ноября 2025 г.

Домащнее задание по жилищному праву для студентов 4 курса специальность "Правоохранительная деятельность" (занятие 7)

                                21 ноября 2025 года.

Домашнее задание по курсу Жилищное право специальность  "Правоохранительная деятельность" :

Изучите теоретические

вопросы по теме, выполните практические задания, решите задачи.

(7-е занятие)

Изучите теоретические вопросы по теме, решите задачи.


Тема9.  Товарищество  собственников жилья

1. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья.

2.   Права и обязанности товарищества собственников жилья.

3. Права членов ТСЖ. Права собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ.

4. Реорганизация, ликвидация и объединение товариществ собственников жилья.

5. Органы управления ТСЖ и их компетенция. Ревизионная комиссия ТСЖ.

6. Передача многоквартирных домов в управление ТСЖ

7. Средства, имущество ТСЖ. Хозяйственная деятельность ТСЖ

Литература:

Гражданский кодекс  РФ.

Жилищный кодекс  РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ .

О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления: Письмо Минрегиона РФ от 20.12.2006 № 14316-РМ/07.

Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1223 .

О создании на территории Республики Дагестан благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья: Постановление Правительства РД от 07.07.2008 № 221 .

О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания: Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64.

Задача 1.

Никитин А. был собственником квартиры в многоквартирном доме, которым управляло ТСЖ. Никитин занимался индивидуальной трудовой деятельностью у себя на квартире, ремонтировал и реставрировал медицинскую оргтехнику. К нему на дом привозили аппараты, которые часто были довольно громоздкими и их поднимали на лифте. Решением общего собрания членов ТСЖ  Н.. было запрещено заниматься ремонтом оргтехники у себя на квартире. Жилинспекция оштрафовала Никитина за то, что он занимается профессиональной деятельностью в помещении, которое для этого не предназначено, поднимает тяжелые аппараты на пассажирском лифте. Для того, чтобы машины, на которых Никитину привозили оргтехнику, не останавливались у подъезда, подъезд к дому был перегорожен шлагбаумом. Под предлогом охраны жильцов от терроризма  к подъезду на «гостевую стоянку» пропускались машины, приехавшие к другим жильцам дома, но не пропускались машины, приехавшие к Никитину.

     Обоснованно ли было привлечение Никитина к административной ответственности? Правомерны ли были действия товарищества собственников жилья? Вправе ли Никитин требовать не чинить препятствия в пользовании стоянкой на придомовой территории? 

Задача 2.

Член ТСЖ оборудовал в подвале дома мастерскую по ремонту обуви, снабдив ее соответствующей вывеской. Однако председатель ТСЖ выразил недовольство тем, что помещение, являющееся общей собственностью собственников помещений в многоквартирном доме,  используется без разрешения правления товарищества, либо общего собрания членов товарищества. Член ТСЖ предъявил разрешение органа местного самоуправления на предпринимательскую деятельность – проведение платного ремонта обуви. 

Разрешите спор, возникший между участниками данного дела.

Задача 3.

В доме, где в приватизированной квартире проживала Вла­сова, по решению правления ТСЖ был произведён дорого­стоя­щий евро­ремонт  мест общего пользования (бесшумный лифт, зимний сад и т.п.). В связи с этим ей был представлен счёт, ко­торый она оплачи­вать отказалась, ссылаясь на то, что она не яв­ляется членом ТСЖ, а также является пен­сионеркой, живущей на одну пенсию.

Решите спор.

Задача 4.

Собственники помещений первого подъезда пяти подъездного многоквартирного дома решили организовать в своем подъезде товарищество собственников жилья. С этим решением они обратились в управление жилищно-коммунального хозяйства своего района. Все квартиры в этом подъезде были приватизиро­ваны. Жилищно-эксплуатационная организация готова была подписать индивидуальный договор на обслуживание данного подъезда. Однако управление жилищно-коммунального хозяйства отказало жильцам в организации товарищества.

Правильно ли поступили сотрудники управления жилищно-коммунального хозяйства?

Задача 5.

Жильцы многоквартирного дома были крайне недовольны обслуживанием их квартир жилищно-эксплуатационной организацией. В связи с тем, что большинство квартир в этом доме были приватизированы, на общем собрании проживающих было принято решение образовать товарищество собственников жилья. Однако у жильцов дома возникли ряд вопросов, по поводу которых они обратились к юристу. Были заданы следующие вопросы: Будет ли иметь право ТСЖ заниматься предпринимательской деятельностью, и если такое право у ТСЖ имеется, то каков должен быть механизм распределения полученной прибыли? Ряд жильцов в этом доме свои квартиры не приватизировали и продолжают проживать на условиях социального найма жилого помещения. Возможно ли образование ТСЖ в этом случае? Если создание ТСЖ возможны, то могут ли наниматели являться членами товарищества собственников жилья и участвовать в управлении домом? После регистрации товарищества собственников жилья имеет ли оно право заключить договор на обслуживание дома с другой жилищно-эксплуатационной организацией или все обслуживание дома ТСЖ обязано будет осуществлять своими силами? В последнем случае имеет ли право ТСЖ принять на работу по трудовому договору работников, которые будут обслуживать жилищный фонд? Кому принадлежит право собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом.

Какое разъяснение по данным вопросам должен дать юрист?


Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат 2 курс ДО

                                         21 ноября 2025 года

Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат:
1) для  2 курса ДПО: Тема 8. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей
Вопросы по теме: 1-6.

Задачи №1, 4, 6, 7, 10
Изучите вопросы. Решите задачи.








Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат (ускоренники) 2 курс ДО

                                      21 ноября 2025 года

Домашнее задание по курсу Гражданское право (общая часть) специальность "юриспруденция" бакалавриат (ускоренники):
1) для  2 курса ДО: 
Тема 22. Исполнение обязательств
Вопросы по теме: 1-4.
Задачи №1-5


Изучите вопросы. Решите задачи.






Домашнее задание по курсу Юридическое консультирование для 2 курса ДО магистратура

                                   21 ноября 2025 года

Домашнее задание по курсу Юридическое консультирование специальность "юриспруденция" магистратура:
1) для2 курса ДО: 

(6-е занятие)

ТЕМА 6. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ СПОРОВ

 

1. Понятие и виды альтернативных способов урегулирования
и разрешения споров.

2. Переговоры сторон как альтернативный способ урегулирования конфликтов.

3. Медиация как альтернативный способ урегулирования
споров.

4. Третейское разбирательство гражданских дел.

5. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования
споров.

 



а) Ролевая игра

Цель игры. Формирование и развитие у студентов умений анализировать конфликт, оценивать позиции сторон и навыков урегулирования споров с помощью медиации

Фабула. Супруги Магомедовы, прожив 10 лет в браке, решили развестись. Брак между гр. Магомедовым и гр. Магомедовой был расторгнут мировым судьей судебного участка № N г. Махачкалы. Магомедов обратился в суд с иском к Магомедовой о разделе совместно нажитого имущества. В период брака супругами за счет общих средств было приобретено имущество: земельный участок 1000 кв. м стоимостью 3000000 рублей, загородный дом стоимостью 10000000 рублей, расположенный на берегу Каспийского моря, автомобиль Toyota Camry 2021 г. выпуска стоимостью 1400000 рублей, право собственности на который зарегистрировано на имя супруги. Также Магомедовым был взят потребительский кредит в размере 1200000 тысяч рублей, оформленный на имя супруга. Бывший супруг настаивает на признании за ним права собственности на участок, загородный дом и автомобиль, поскольку имущество было куплено на его деньги, а жена не работала и занималась домашним хозяйством, а также о признании суммы кредита, оформленного на имя супруга, общим долгом супругов. Бывшая супруга заявила встречный иск и требует признать общим имуществом супругов земельный участок и загородный дом, разделить доли в указанном имуществе равными и признать за ней право собственности на 1/2 долю в праве собственности на земельный участок и дом; автомобиль ввиду неделимости имущества оставить в ее собственности с выплатой компенсации Магомедову стоимости 1/2 доли; отказать в признании потребительного кредита общим долгом супругов, поскольку никогда об этом не знала и согласие на оформление договора не давала. В ходе судебного заседания суд разъяснил участникам, что они вправе обратиться к медиатору с целью мирного урегулирования спора. Бывшие супруги решают прибегнуть в процедуре медиации. Необходимо по фабуле задачи смоделировать и провести медиативную процедуру, результатом которой будет заключение соглашения.

Порядок проведения игры

1. Из числа обучающихся выбирают 3 человек (бывший супруг, бывшая супруга, медиатор).

2. Обучающиеся знакомятся с фабулой задачи и получают задание. Командам дается 10–15 минут для обсуждения позиции каждой из сторон, тактики поведения и возможных вариантов будущего взаимоприемлемого решения.

Ход игры

1.   Вступительное слово медиатора. Медиатор знакомится со сторонами, рассказывает о сути процедуры медиации и основных этапах, разъясняет их права и ответственность, объясняет свои функции в этом процессе.

2.   Представление сторон. Стороны рассказывают о том, что произошло, и описывают свое видение ситуации конфликта. Медиатор задает уточняющие вопросы сторонам, резюмирует позицию каждой стороны. Медиатор задает уточняющие вопросы сторонам, резюмирует позицию каждой стороны.

3.   Дискуссия. Стороны высказывают замечания относительно притязаний, обмениваются мнениями. Медиатор организует конструктивный диалог, формулирует основные вопросы, являющиеся предметом спора, определяет необходимость проведения индивидуальных встреч с каждой из сторон.

4.   Индивидуальные встречи с каждой из сторон. Медиатор выясняет позицию стороны, формулирует вопросы для дальнейшего обсуждения на общей сессии, выявляет конфиденциальную и открытую информацию и согласовывает это со сторонами.

5.   Формирование повестки дня. Медиатор согласовывает со сторонами вопросы для обсуждения, определяет порядок их обсуждения, проверяет выдвигаемые предложения на реалистичность исполнения и соответствие интересам сторонам.

6.   Генерация совместных предложений. Стороны высказывают предложения по решению каждого вопроса. Медиатор помогает сторонам выделить те решения, с которыми согласны обе стороны, оказывает содействие сторонам в принятии решений по всем спорным вопросам, резюмирует итог договоренностей.

7.      Подготовка соглашения. Стороны совместно с медиатором составляют соглашение, которое будут добровольно исполнять. Медиатор следит за четкостью и конкретностью изложения условий соглашения, проверяет, правильно ли стороны понимают последствия заключения соглашения, предлагает предусмотреть в соглашении санкции в случае невыполнения соглашения какой-либо из сторон.

8.   Выход из процедуры. Медиатор благодарит стороны за работу, согласовывает дальнейшие намерения и действия сторон по исполнению соглашения, уточняет систему связи и информирования. Условия соглашения анализируются всеми обучающимися. Далее преподаватель подводит общие итоги игры.

 

б) Ситуационные задачи

Задача 1. Павлов Н.П. заключил договор с ООО «Технолоджис» на установку системы безопасности в своей квартире. В договоре стороны определили, что в случае возникновения споров они будут разрешаться третейским судом. После выполнения работ Павлов Н.П. выплатил ООО «Технолоджис» только часть обусловленной денежной суммы, ссылаясь на просрочку поставки оборудования и сроки его монтажа. Спор был рассмотрен третейским судом, образованным в составе трех судей. Рассмотрев обстоятельства дела, суд удовлетворил иск ООО «Технолоджис».

Мог ли быть данный спор передан на рассмотрение третейского суда? Как образуется третейский суд? Можно ли оспаривать решение третейского суда и по каким основаниям?

 

Задача 2. Третейским судом вынесено решение о взыскании долга с ответчика в размере 86 тыс. руб. Ответчик заявил истцу, что с решением этого органа он не согласен и исполнять его не намерен. Истец, желая добиться исполнения решения третейского суда, обратился в адвокатский кабинет за консультацией.

Какую консультацию следует дать истцу?

 

Задача 3. Между работником и работодателем возник индивидуальный трудовой спор, который они предполагают разрешить в рамках процедуры медиации. До возникновения этого спора между ними не было заключено соглашение о применении процедуры медиации.

Обязаны ли стороны на этапе спора заключить это соглашение или достаточно заключить только соглашение о проведении процедуры медиации?

 

Задача 4. В ходе судебного разбирательства по гражданскому делу о взыскании суммы задолженности по договору займа стороны Перов и Вавилов пришли к договоренности обратиться к процедуре медиации. Судом заседание было отложено. Стороны при активном участии медиатора заключили медиативное соглашение. В новое судебное заседание истцом Перовым и ответчиком Вавиловым было представлено мировое соглашение, по условиям которого истец отказывался от требований о взыскании задолженности по договору займа, соглашался принять в счет уплаты долга земельную долю (пай) в общем земельном участке сельскохозяйственного назначения. Было заявлено ходатайство об утверждении мирового соглашения. При исследовании условий соглашения судом было установлено, что Вавилов участником долевой собственности на земельный участок не

являлся и земельный участок в счет земельной доли должнику в натуре не выделялся.

Проанализируйте ситуацию. Как должен поступить суд?

 

Задача 5. Супруги Ковалевы прожили совместно в зарегистрированном браке около 10 лет. Гр. Ковалева решила развестись ввиду отсутствия взаимопонимания. Совместных детей нет. Супруга предложила Ковалеву развестись через ЗАГС, а в отношении раздела нажитого имущества мирно договориться, а достигнутый результат договоренности оформить в виде соглашения о разделе имущества у нотариуса. Ковалев признал предложение резонным, но не согласился с выдвигаемыми требованиями супруги. Ковалева предлагала разделить денежные средства, находящиеся в банке на счете мужа, поровну; загородный жилой дом оформить на свое имя, а двухкомнатную квартиру в центре города и автомобиль – на имя супруга. Гр. Ковалев пояснил, что согласен поделить денежные средства, но не в равных долях, а ¾ – ему, а ¼ – супруге, поскольку это «кровно заработанные им деньги», а Ковалева все эти годы не работала и была домохозяйкой. На загородный дом она претендовать не может, поскольку он достался ему в наследство от отца. Двухкомнатная квартира также не должна входить в раздел имущества, поскольку приобреталась на деньги от продажи старой квартиры Ковалева, приобретенной до брака. Автомобиль предложил не включать в соглашение, а продать и денежные средства поделить поровну.

Оцените позицию каждого из супругов с правовой точки зрения. Какова выбранная Ковалевой стратегия? Могут ли, по Вашему мнению, супруги прийти к согласию на выдвинутых Ковалевым условиях?

 

Задача 6. ПАО «Космосбанк» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда при автономной некоммерческой организации «Центр третейского разбирательства», принятого по делу № А55-0000 по иску Банка к ООО 87 «Самарский коттедж» о взыскании 2000000 рублей задолженности по договору о предоставлении банковской гарантии, а также о взыскании расходов по оплате третейского сбора. Определением суда первой инстанции банку возвращено заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поскольку заявителем не соблюден обязательный досудебный порядок разрешения спора.

Проанализируйте ситуацию. Правильно ли поступил суд? Вправе ли банк обжаловать определение суда о возвращении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда?

 


Домашнее задание по спецкурсу "Вещные права на объекты недвижимости" для 4 курса гражданско-правовой профиль.

                                     21 ноября 2025 года.

Домашнее задание по курсу "Вещные права на объекты недвижимости"

Изучите вопросы по теме, решите указанные задачи, выполните задания.

Тема 6. Вещные права на жилые помещения

1. Понятие, содержание и особенности вещных прав на жилые помещения.

2. Жилое помещение как объект вещного права.

3. Право собственности на жилое помещение (понятие, субъекты, основания возникновения, особенности).

4. Право пользования жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения.
5. Право пожизненного пользования жилым помещением, основания его возникновения и особенности.

6. Право пользования жилым помещением в силу завещательного отказа.


Подготовиться к коллоквиуму по темам:

1) Вещные права на имущество юридических лиц

2) Вещные права на земельные участки и иные природные объекты


Задача 1

 Собственник половины дома Леонов в связи с переездом в другой город решил продать часть своего домостроения Павлову. Против этого возражал собственник второй половины дома Захаров, который считал, что он имеет преимущественное право на приобретение спорной площади. Леонов обратился за консультацией к участковому инспектору милиции.

Каким должно быть разъяснение?


Задача 2

Товарищество собственников жилья обратилось в арбитраж­ный суд с иском о признании недействительным договора о передаче в пользование нежилого помещения, заключенного по решению правле­ния товарищества с одной из коммерческих организаций, без принятия решения о заключении такой сделки общим собранием членов товари­щества. Судья арбитражного суда, рассмотрев поданные истцом докумен­ты, вынес определение об отказе в принятии искового заявления. В определении указывалось, что из представленных документов следует, что спорное нежилое помещение находится в общей долевой собственности членов товарищества, поэто­му спор, затрагивающий интересы членов товарищества, не может быть разрешен без их участия. Привлечение же к участию в деле физических лиц делает спор неподведомственным арбитражному суду.


Что такое товарищество собственников жилья? Каков его имущественный статус?

Задача 3

Государственное предприятие, имеющее на балансе жилищный фонд, было преобразовано в акционерное общество закрытого типа, в связи с чем жилые дома, находившиеся в хозяйственном ведении предприятия, перешли к акционерному обществу. Жилищно-эксплуатационная организация, ссылаясь на отсутствие у нее и у акционерно­го общества денежных средств на капитальный ремонт домов, отказа­лась принять жилищный фонд на свой баланс.
Граждане, проживающие в этих домах, обратились в акционерное общество по поводу приватизации их жилых помещений, но получили отказ со ссылкой на то, что жилищный фонд государственного пред­приятия стал частным и приватизации не подлежит.


Жильцы обратились к адвокату за разъяснениями. Дайте ответ.


Задача 4

По договору строительства на долевых началах многоквартирного дома четыре государственные организации перечислили средства для строительства застройщику. Поскольку доля одного из дольщиков — ДСК составляла 70%, то после завершения строительства дом был передан на баланс ДСК, а квартиры распределены с учетом вклада каждой организации в финансирование строительства. Через три года в результате несчастного случая погибли два работника одной из орга­низаций, в связи с чем в доме освободились две квартиры. ДСК при­нял решение о заселении квартир своими работниками, мотивируя это тем, что дом числится на балансе ДСК.

Правомерны ли действия руководства ДСК?

Кто является собственником дома, построенного на долевых нача­лах?


Задача 5

Жилой дом площадью 104 кв. м принадлежит на праве долевой собственности: Грачеву — 1/2, Волкову — 3/8 и Свистунову — 1/8 доли. Грачев и Волков проживают в доме. Свистунов фактически ни­когда домом не пользовался, проживал в государственной одноком­натной квартире. Свистунов обратился к собственникам дома с иском о выделе ему одной комнаты, соответствующей его доле в праве собст­венности (10—12 кв. м; такие комнаты в доме есть), так как его сын женился, а двум семьям в однокомнатной квартире, да еще при сло­жившихся неприязненных отношениях с невесткой жить просто не­возможно. Ответчики возражают против выдела Свистунову комнаты в натуре, предлагая выплатить ему денежную компенсацию. Порядок пользования домом сложился много лет назад. Выдел комнаты в нату­ре потребует значительных денежных затрат и существенно нарушит сложившийся порядок пользования домом.
Свистунов предъявил иск к Грачеву и Волкову о реальном разделе дома.

Как следует разрешить возникший спор?


Задача 6

3 июля 1995 г. администрация Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 на осно­вании Положения о приватизации в г. Йошкар-Ола передала супру­гам Васильевым в общую собственность двухкомнатную квартиру. Васильеву стало известно, что его жена 6 февраля 1994 г. приватизи­ровала однокомнатную квартиру в пос. Солнечный Вышневолоцкого района Тверской области. Он просит суд исключить ее из документов о приватизации двухкомнатной квартиры и признать право собствен­ности на всю квартиру за ним.
В судебном заседании Васильева заявила, что однокомнатную квартиру в поселке Солнечный она не приватизировала
, а приобрела по договору купли-продажи у совхоза «Пролетарский». Она предста­вила суду квитанцию о внесении 940 руб. в кассу совхоза. По оценке бюро технической инвентаризации квартира стоит 8308 руб.


Как следует разрешить спор?


Задание 1. Составьте таблицу, указав в ней виды жилых помещений.

Задание 2. Составьте схему, указав в ней виды вещных прав на жилые помещения.

Задание 3. Проанализируйте нормы гражданского кодекса РФ, регулирующие право пользования жилым помещением в силу завещательного отказа.